Характеристика Дальневосточного экономического районаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Характеристика Дальневосточного экономического районаСтраница 6
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транспорта , как для связей с другими районами России , так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труднодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохраняется олений транспорт.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района , необходимо отметить что район получает больше грузов , чем вывозит. Основной объем перевозок приходится на железные дороги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальневосточной продукции выше , чем в других районах. Это связано с тем , что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты , лес и пиломатериалы , концентраты руд цветных металлов. Однако в последние годы возрос уровень комплексности развития района , появились новые промышленные предприятия , развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли , сфера услуг , что сказалось на структуре грузооборота.
Так , усиление международной торговли , развитие рыбной промышленности потребовали развития судоремонта и судостроения , что в свою очередь дало толчок к развитию машиностроения , энергетической промышленности и интенсивному освоению местных топливно-энергетических ресурсов.
В условиях перехода к рынку одним из наиболее узких мест дальневосточной экономики являются все возрастающая напряженность топливно-энергетического баланса. Добыча угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока станет ускоренное развитие нефтегазовых месторождений присахалинского шельфа при техническом содействии Японии. Сильное отставание произошло и в деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности. В результате недостатка древесного сырья сокращено производство пиломатериалов в Приморском и Хабаровском краях. Значительно сокращен выпуск заменителей деловой древесины на предприятиях Приморского края. В Хабаровском крае значительно снизилось производство маргариновой продукции ,на Камчатке и в Магаданской области - кондитерских изделий на 40%, в Корякском и Чукотском автономных округах - мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. Спад производства имеет место и в других отраслях промышленности.
Наиболее перспективным направлением экономики Дальнего Востока является реализация сложившегося потенциала отраслей тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями военно-промышленного комплекса. В соответствующей продукции российской промышленности и разработанных в недрах оборонного комплекса технологиях “двойного назначения” весьма заинтересованы дальневосточные соседи России.
Условиями успешного перехода к рынку Дальневосточного региона России являются :
· дальнейшее разгосударствление экономики района;
· возникновение элементов свободной конкуренции;
· создание рыночной инфраструктуры;
· устранение перечисленных и других факторов , препятствующих развитию промышленности.
На Дальнем Востоке в настоящее время существуют три свободные экономические зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” , “Сахалин”.
Экологические проблемы
Дальнего Востока очень серьезны. В их числе : лесные пожары , последствия тайфунов и землетрясений , наводнения , крушения нефтеналивных танкеров , аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объектах , умышленный сброс в реки и моря , а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО “Экопрос” , разрабатывающее и внедряющее , в частности , концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.
Огромную территорию Дальневосточного района по уровню экономического развития можно разделить на три зоны : южную , среднюю и северную.
В южную зону интенсивного развития входят Приморский край , южные части Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей. Это наиболее развитая в экономическом отношении часть Дальнего Востока. Основу хозяйства южной зоны составляют море- , лесо- и горнопромышленные комплексы. В настоящее время идет развитие по пути сочетания ведущих отраслей промышленности с обслуживающими отраслями и сельским хозяйством.
В состав средней зоны входят северные районы Хабаровского края , Амурской и Сахалинской областей , южная часть Республики Саха. Для этой зоны характерны сравнительно высокие темпы развития. Главная специализация - добывающая промышленность , а обслуживающие отрасли развиты слабо. Ее экономической осью является Байкало-Амурская магистраль , которая внесла большие изменения в территориальную структуру хозяйства данной зоны : идет формирование промышленного пояса района. Основными задачами хозяйственного освоения зоны кроме строительства второго выхода на Дальний Восток являются разработка новых месторождений полезных ископаемых и создание в районе БАМа потенциала для освоения северной части района. С экономическим освоением зоны Байкало-Амурской магистрали связано формирование Южно-Якутского и Комсомольского ТПК.
Смотрите также
Литва география и экономика
...
Ведущие отрасли промышленности
Голландия - одна из самых удивительных стран Европы. Ее исторический путь отмечен многими
противоречиями. Она была колонией Испании, а после освобождения сама создала
огромную колониальную империю. ...
Новая несталиьность: как ее
преодолеть?
Краткая история послешокового
развития экономики Вьетнама - это одновременно и история постепенного
отступления на старые позиции. Поставив государственный сектор вначале в
жесткие условия, тем сам ...