Центральный район РоссииМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Центральный район РоссииСтраница 7
Самый крупный город этого края Рязань прежде назывался Переяславлем Рязанским. В конце XVIII в. ему было передано славное имя трагически погибшего во время нашествия кочевников столичного города Великого княжества Рязанского. Лишенная в прошлом значительной промышленности и будучи типичным административным и торговым центром, Рязань в послевоенные пятилетки вошла в число городов первоочередного развития, по темпам роста она опередила все областные центры Центрального экономического района. Новорязанский нефтеперерабатывающий завод, завод химического волокна, станкостроительный и другие изменили народнохозяйственный профиль и облик старинного русского города. Размещение заводов литейного, электронных приборов им. Ленинского комсомола, счетно-аналитических машин (САМ), строительство филиала Московского ЗИЛа, а также кинофабрики — вклад Рязани в регулирование роста Москвы.
В 1982 г. Рязань насчитывала 477 тыс. жителей.
Центр города, почти на 30 км вытянувшегося вдоль Оки, занимает красиво расположенный на холме кремль с храмами, монастырями и дворцами рязанских князей, а фланги — внушительные сооружения индустриальных гигантов.
К югу от Оки раскинулась житница Центральной России — бесконечные поля, малые города в узлах дорог, цепочки сел в понижениях долин, небольшие леса по балкам, маловодные речки. Таковы характерные черты ландшафта, повторяющиеся на десятках тысяч квадратных километров в Тульской, Орловской и на юге Рязанской области. Это земля Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, И. А. Бунина, А. А. Фета.
В некоторых малых городах — традиционных местных центрах разместились крупные предприятия. Во Мценске Орловской области в 60-х годах построен завод алюминиевого литья. В Ефремове Тульской области еще в первую пятилетку был сооружен завод синтетического каучука им. Лебедева, а после войны и другие химические производства. В значительный центр машиностроения превратился город Ливны. Главной обязанностью большинства городов этого края — Ряжска, Шацка, Сасова, Плавска, Ясно-горска, Белева, Волхова и им подобных — был сбор сельскохозяйственной продукции и ее частичная переработка. В настоящее время все большее значение приобретает в этих городах машиностроение.
На просторах Восточно-Европейской равнины, среди тульских и рязанских полей, сформировался шахтерский край — Подмосковный угольный бассейн, старейший в нашей стране. Добывать уголь здесь стали более 250 лет назад, во времена Петра I; систематическая угледобыча началась с середины прошлого века, однако она велась в скромных размерах. В первые пятилетки были построены десятки шахт, тепловые электростанции, проложены железные и шоссейные дороги, сооружено водохранилище в верховьях Дона.
Ядром района стал новый город Ново-московск, в котором разместились ГРЭС и химический комбинат, выпускающий минеральные удобрения. Разрушенный во время немецко-фашистской оккупации и восстановленный после освобождения Подмосковный бассейн значительно увеличил добычу угля и развил другие отрасли промышленности. Выросли новые города: Донской, Ки-мовск, Киреевск, Липки, Советск и др.
Подмосковный угольный бассейн вплотную примыкает к Тульскому промышленному узлу, в результате чего сформировалась своеобразная Тульско-Новомосковская агломерация, насчитывающая свыше 1 млн. жителей.
Город-герой Тула (524 тыс. жителей)— третий по величине (после Москвы и Ярославля) в Центральном районе. Это один из самых известных очагов русского металлургического и оружейного производства. Ровесница Москвы (основана в 1146 г.) Тула играла выдающуюся роль в системе оборонительных сооружений, прикрывавших с юга подступы к столице, о чем напоминает хорошо сохранившийся в центре города кремль. Косогорский металлургический завод им. Дзержинского — наследник железоделательной промышленности, издавна развитой в районе Тулы на основе использования местных болотных руд, — получил в послевоенное время “партнера” — Новотульский металлургический завод, перерабатывающий руды КМА. Промышленный профиль современной Тулы в первую очередь определяет разнообразное машиностроение, дающее картофелеуборочные комбайны и жатки, мотороллеры, швейные и стиральные машины, станки. Давней славой пользуются тульские баяны, самовары, ружья. Памятник Петру I перед первым в России Тульским оружейным заводом, сооруженным по петровскому указу, характерные названия улиц — Штыковая, Ствольная, Курковая, Дульная, Пороховая, Замочная — своеобразные штрихи города.
Современная Тула — это город не только заводов, но и научно-исследовательских и проектных институтов, высших и средних специальных учебных заведений, театров, библиотек, Домов культуры. Тула выполняет обязанности шефа по отношению к Подмосковному угольному бассейну: ряд учреждений науки, проектно-конструкторские и учебные заведения, промышленные предприятия ориентированы на удовлетворение производственных нужд этого района.
Смотрите также
Новая несталиьность: как ее
преодолеть?
Краткая история послешокового
развития экономики Вьетнама - это одновременно и история постепенного
отступления на старые позиции. Поставив государственный сектор вначале в
жесткие условия, тем сам ...
Африка
· Африка, второй по величине из семи континентов, площадью
приблизительно 30330000 кв. км, включая прилегающие острова, что составляет
приблизительно 22 процента от всей площади земной пове ...
Торговые отношения России и Нидерландов
Еще во времена Ивана Грозного между Российским
государством и Голландией установились тесные торговые отношения. Трижды
Голландию посетил Петр I. Русский царь, как известно, обучался мастерству у
г ...