Чили индейцы МапучеМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Чили индейцы МапучеСтраница 2
Как давно появился «палин», индейцы не знают. Говорят, был всегда. Во всяком случае, задолго до прихода европейцев с их футболом…
На ночь мне предложили устроиться в «руку». В округе не так уж много домов «руку», построенных по традиционной технологии. Честно говоря, всего два. И мне придется ночевать в одном из них. Говорят, солома прекрасно удерживает тепло и, несмотря на то, что на улице будет едва ли десять градусов тепла, я не замерзну.
Ночевка в таком жилище — это для туристов-экстремалов. Людей, которые не боятся одновременно угореть и замерзнуть.
Но туристов в этих местах не так уж и много. Отчасти из-за сложных отношений мапуче с чилийскими властями. Индейцы до сих пор искренне считают всех других жителей страны захватчиками.
В этом мирном с виду крае кипят нешуточные страсти.
Уго Пайнекео — бывший учитель, уволенный с работы за распространение националистических идей.
Уго Пайнекео:
— До прихода испанцев мы жили гораздо лучше. 350 лет мы с ними воевали — победить они нас не смогли. Теперь нам приходится противостоять чилийской государственной машине.
Мапуче требуют, чтобы их считали отдельным народом, а не какими-то «чилийцами». Чтобы их дети учились на родном языке.
Чтобы программа образования была составлена с учетом индейских традиций. Но главный камень преткновения — вопрос о земле.
Уго Пайнекео:
— По Закону об аборигенах 1993 года на каждую семью выделяется всего два гектара. Но нам принадлежит вся эта земля! И мы вернем ее себе.
Мапуче претендуют ни много ни мало на одну пятую всей территории страны. И на своих исконных землях хотят быть единственными хозяевами. Уго понимает, что эти требования утопичны. Но мапуче никогда не сдаются.
В 60-х годах прошлого столетия отношения между официальными властями и племенем в очередной раз обострились. Как ни странно, по вине стихии.
21 мая 1960 года с океана пришла большая волна — самое мощное цунами XX века. Оно было вызвано землетрясением силой 9,5 балла. (Для сравнения — недавнее цунами в Юго-Восточной Азии вызвано землетрясением силой 8,9 балла). Волна прокатилась пять километров в глубь территории Чили, сметая все на своем пути. И выплеснулась в озеро Лаго Буди. Это событие сильно повлияло на религиозные воззрения индейцев мапуче.
Катастрофа подорвала веру индейцев в католического бога, который не смог или не захотел их защитить.
Сегундо Эральдо Лефикео — глава совета старейшин:
— Мне было 16 лет, когда обрушилось цунами. Часов в 6 утра началось землетрясение. Потом море отступило на полкилометра. Обнажились черные, страшные скалы. И вот мы увидели гигантскую волну. Мне повезло, я был здесь, на холме. Все вокруг затопило. Животные, дома — все исчезло. Мы успели взять только пончо.
О надвигающейся катастрофе людей предупредили местные шаманы — мачи. Они призывали людей подняться на холмы. Те, кто послушался шаманов, выжили. Неудивительно, что после цунами многие индейцы вернулись к языческим верованиям.
Подземные толчки следовали один за другим и тогда самая уважаемая «мачи» объявила, что народ наказан за отказ от веры отцов. Чтобы умилостивить богов, нужно принести человеческую жертву.
У подножия холма, индейцы мапуче совершили человеческое жертвоприношение. Еще живы люди, которые помнят это событие. Богу моря Ньен Лав Кену отдали мальчика — сироту. Говорят, что после этого море сразу успокоилось…
«Мачи» была арестована и посажена в тюрьму. Но ее быстро освободили — на защиту встало все племя…
То, что такие поступки, с точки зрения западного человека выглядят ужасно, мапуче мало волнует. Индейцы, считают они, мало хорошего видели от пришельцев, чтобы интересоваться их мнением…
Я начали свое повествование с площади, где стоит памятник капитану Педро Де Вальдивия. Однако на этой Площади оружия стоит и другой памятник — всем индейцам Чили. В нем сочетаются элементы разных культур. Он весь слеплен как бы из разнородных элементов. Это символизирует разрушение мира индейцев с приходом завоевателей из Европы.