Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)Геополитические интересы России в Азии / Геополитические интересы России в Азии / Страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)Страница 2
1. Существование в АТР нескольких крупных центров силы, представленных в основном группировками государств (АСЕАН, АНЗЮК, АНЗЮС, ОАГ и т.д.) при незначительном числе «рядовых», а также не вовлеченных в зоны влияния стран.
2. Сочетание в одном регионе нескольких типов культур, социально-политических систем (социализм – капитализм – феодализм и т.д.), а также разных экономических моделей в рамках одной и той же социально-политической системы. (Китай).
3. Многие страны региона мощные экономически и технологически, но униженные долгим пребыванием на вторых ролях в мировой экономике, стоят перед трудным выбором между объективной необходимостью своей интеграции и политической, психологической, экономической потребностью отстаивать национальные интересы и культурную самобытность.
4. В регионе очень высокие темпы экономического развития азиатской составляющей.
5. Присутствие трех официальных ядерных держав (Россия, США, Китай); по крайней мере, трех «пороговых» государств (КНДР, РК, Тайвань), Японии, имеющей технические возможности для создания ядерного оружия и средств его доставки к цели.
6. Ускоряющаяся гонка вооружений в регионе (с 1989 г. сюда ввозится больше оружия, чем на Ближний Восток).
7. Нестабильность внутреннего положения ряда государств в обозримой перспективе (РФ, КНДР, Камбоджа, Тайвань) и неопределенность будущего внешнеполитического курса большинства стран АТР, включая США и Японию.
8. Неравномерность в обеспечении стран АТР качественными энергоресурсами порождает ряд пограничных споров (шельф).
Очевидно, что политический ландшафт АТР не может пока формироваться на многосторонней основе. Его каркас составляют двусторонние отношения. И в первую очередь между США, Японией, Китаем, не образуя при этом треугольника. Рассмотрим это положение подробнее.
США находятся в «стратегической обороне». После распада социалистической системы, СССР, США стало гораздо труднее влиять на Японию через механизм двустороннего договора о безопасности от 1960 г.; а на Китай – разыгрыванием «московской» карты. Поэтому остро встал вопрос о перспективах отношений с этими государствами.
Американо-японские отношения. Их стержнем является экономическое взаимодействие, хотя именно оно порождает существенную проблему для США: торговый дефицит в 40-60 млрд. долл., особенно в торговле промышленной продукцией. Между этими странами идет активная борьба и за рынки сбыта продукции и вложения капитала, в первую очередь в азиатской части АТР: японские инвестиции сюда составляют 90 млрд. долл., американские – только 30; американский экспорт туда составляет лишь 50 % от японского. Однако, обе стороны заинтересованы друг в друге. Японии необходимо: оставить открытым обширный рынок США и НАФТА в целом; сохранить американские военные гарантии перед лицом быстро набирающего силу Китая, имеющего к тому же территориальный спор с Японией; поддержка США территориальных претензий Японии к России; гарантия США по поставке энергоносителей с Ближнего Востока; военное присутствие для обеспечения безопасности. США заинтересовано в экспорте в Японию сельскохозяйственной продукции, военного оборудования; получении доступа к гражданским технологиям; стремлении пробиться на рынок товаров широкого потребления.
Американо-Китайские отношения долгое время держались на военно-политическом соревновании с СССР. После его распада, Китай сам превратился в конкурента. При всей значимости экономической мощи Китая, приходится считаться с тем, что США противостоит вся зона Большой Китайской экономики (БКЭ), простирающаяся далеко за границы КНР. Экономическая мощь Китая оборачивается наплывом дешевых товаров народного потребления в США и ежегодным торговым дефицитом в пользу Китая в размере 15 млрд. долл. – это конкуренция американской легкой промышленности. Наращивание Китаем военной мощи ослабляет позиции США в регионе. Однако, в целом США заинтересовано в сохранении емкого китайского рынка. Обоюдная экономическая зависимость может сократиться за счет роста самодостаточности БКЭ, НАФТА. Тогда может произойти столкновение интересов американской концепции «Тихоокеанской эры» (во главе США) и пекинской идеи «века китайской цивилизации».
Смотрите также
Сущность добровольной и обязательной
сертификации
Закон разделяет требования на:
Обязательные (для
государства) – подтверждать выполнение которых должен государственный орган;
Необязательные – выполнять
которые исполнитель должен только, если ...
Поволжский экономический округ
В состав Поволжского экономического района входят:
Ульяновская, Саратовская, Самарская, Волгоградская, Астраханская, Пензенская
области, республика Татарстан и Калмыкия — Хальмг Тангч.
...
Курорты Европы
...