Плавания Виллема БаренцаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Плавания Виллема БаренцаСтраница 1
Голландский мореплаватель Виллем Баренц прославился благодаря участию в трех экспедициях в поисках Северо-восточного прохода в Китай. Он играл в них не последнюю роль и пользовался большим авторитетам у моряков. Сейчас нам не совсем понятно то упорство, с которым моряки, начиная с XVI века, искали северо-восточный проход в Китай вдоль берегов России и северо-западный проход - вдоль берегов Канады. Почему они искали путь в Китай, это понятно. Выгоды прямой торговли очевидны. А почему на севере? Во-первых, Англия и Голландия уже вели торговлю с Россией через Белое море. Во-вторых, от русских они слышали об их плаваниях далеко на восток в северных морях, но русские были скупы в своих рассказах и не хотели делиться информацией. В-третьих, все ведущие географы того времени были убеждены в возможности, более того, в легкой достижимости этого пути.
А виноваты здесь снега в южных горах летом и Гольфстрим. Наблюдения и выводы географов того времени о горных снегах настолько необычны с нашей точки зрения, что я позволю себе большую цитату из записей в бортовом журнале 3-ей экспедиции:
"Кто бы мог подумать, что на Пиренеях и Альпах бывает такой сильный холод, что снег там никогда не тает, хотя они гораздо ближе к солнцу, чем наши Нидерланды, расположенные у Северного моря? Откуда такая стужа в горах? Разумеется, от долин, в которых снег лежит так глубоко, что солнце не может проникнуть до дна, и от высоких гор, препятствующих солнечным лучам проникнуть в долины. То же самое происходит и со льдом в Ледовитом море около Новой Земли. Там лед, выносимый реками Татарии и Китая (считалось, что лед в северных морях имеет речное происхождение), не может растаять, как в силу его множества, так и потому, что солнце в этих краях стоит не очень высоко и не может дать достаточно жара, чтобы растопить лед. Вместе с тем и сам лед вызывает здесь больший холод, чем в открытом море, в области, лежащей ближе к полюсу".
Да, на севере, конечно, прохладно, но на юге летом тоже лежат снега. А Гольфстрим вообще подложил тут большую свинью. Ведь, двигаясь на север, моряки встречали большие пространства чистой воды в довольно высоких широтах, и натыкались на ледяные поля значительно южнее. В том же бортовом журнале штурман считал причиной того, что они не смогли пройти на северо-восток от Новой Земли обилие льдов, которые они там встретили, а не близость к полюсу. Ведь между землями (Новой Землей и Шпицбергеном, который они открыли и считали его частью Гренландии), пишет он, количество льдов не так уж и велико. Штурман пишет, что в стране, лежащей на 80 гр. с.ш. (На Шпицбергене) растут трава и зелень, которыми питаются травоядные животные, а на Новой Земле нет ни зелени, ни травоядных животных, хотя она лежит на 4-6 гр. южнее. Так при чем же здесь близость к полюсу! Ведь сразу, как мы покинули сушу, пишет штурман (Новую Землю), стало теплее и меньше льдов, хотя мы взяли курс на северо-запад, т.е. стали ближе к полюсу. Таковы шутки Гольфстрима! Вот почему были такими упорными попытки найти Северо-восточный Проход в XVI и XVII веках. Ведь до Баренца несколько неудачных плаваний совершили английские моряки. Но вернемся к теме нашего рассказа.
Известно, что Виллем Баренц совершил три плавания в северных морях для отыскания Северо-восточного прохода в Китай и Индию, но ни в одной из экспедиций он не был командиром. Объясняется это довольно просто: хотя имя Баренца и пользовалось большой известностью и уважением, но голландские купцы, на чьи деньги снаряжались экспедиции, не желали рисковать грузом на кораблях. А Баренц имел репутацию человека, готового на все для достижения поставленной цели. Купцам путь в Китай и Индию был очень нужен, но рисковать грузом кораблей они не желали. Поэтому командовали экспедициями другие, но в истории эти плавания вошли как три плавания Виллема Баренца.
Смотрите также
Оман
Султанат Оман,
государство в Юго-Западной Азии, на юго-востоке Аравийского п-ова. Омывается
Оманским заливом на северо-востоке и Аравийским морем на юго-востоке, длина
береговой линии ок. 2 ...
Заключение
Тема экологии – чрезвычайно объемная и дискуссионная. Лично
приверженец отказа от многих так называемых технических благ цивилизации –
слишком дорогой ценой они достаются нам и слишком дорогу ...
Численность населения мира и ее изменения
Данный вопрос является предметом изучения демографии — науки о
закономерностях воспроизводства населения, его численности, естественном
приросте, возрастном и половом составе и т. д. и геогр ...