Подходы к изучению экономических районовМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Подходы к изучению экономических районовСтраница 2
Более разумно построение курса экономической географии СССР по принципам и требованиям теоретического подхода. Среди них мы выделяем следующие:
· Не следует изучать все районы страны, тем более не следует этого делать по типовому плану. Нужно отработать методику импровизированных характеристик. Необходим алгоритм, соответствующий статистический материал и карты. Это позволит географу в каждом конкретном случае быстро получать необходимые характеристики, а не заучивать их.
· Четко определять используемую методологическую основу. Это важно, чтобы не было разрыва между методологией вообще и конкретными географическими описаниями.
· Не стремиться к однозначности постановки и решения проблем на методологическом, теоретическом и практическом уровнях. Нужно проводить вероятностный альтернативный подход и показывать, что он является основой разумного решения проблем.
· Четкая географическая позиция. Все теоретические проблемы и фактический материал рассматривать с географической точки зрения, а не некой абстрактной точки зрения.
· Номотетическая ориентация. Необходим поиск и изложение закономерностей, построение моделей конкретных районов и т.п. нужно искать пространственную гармонию.
· Ориентация на дальнейшие географические исследования в целом и по рассматриваемому району или отрасли в частности. Для этого следует особо подчеркивать относительность современного уровня решения рассматриваемых проблем.
· Необходимо подвести психолого-педагогические основания под изучение географического материала студентами. Например, изучить особенности восприятия определенных типов текстов студентами и довести это до уровня изложения конкретного материала по данному курсу, а не оставлять их только достоянием работ по педагогике высшей школы.
· Широко использовать не только традиционные, но и новые картографические изображения (картоиды, когнитивные, ментальные, анаморфированные карты).
· В целях экономии учебного времени представляется разумным избавление курса от дублирования районной и отраслевой частей. Их соотношение можно переосмыслить на основании введения новых теоретических и методологических принципов рассмотрения материала. Реальная возможность принципиально альтернативного построения курса по экономической географии СССР была уже в конце 1920-х годов. Опыт физически уничтоженной школы номографов имеет очень большое значение.
· Создать новые подходы к характеристике районов. Существующий стандарт характеристики сложился в двадцатые годы, хотя корни его уходят в более далекие времена. Для определенного этапа развития географической науки и географии как учебного предмета, вероятно, он был приемлем, но с середины XX века вступил в сильное противоречие с реальным развитием географической науки. Этот стандарт приемлем лишь в школьном курсе географии. Стоит ли ориентироваться на столь незначительный уровень?
· Доведение до инженерного уровня автоматических типологий геосистем позволяет создать возможность динамического подхода к изучению экономических районов в системе высшего географического образования. При наличии персональных компьютеров, программного обеспечения и соответствующей информационной базы можно изучать структурные изменения районов в динамике. К этому принципиальных препятствий теоретического характера нет. Это может стать важным элементом компьютеризации высшего географического образования в СССР, перехода к новому его образу.
Смотрите также
Геополитика. Теория вопроса
...
Заключение
Структура
почв, отражая характер почвообразовательного процесса, является одним из
существенных факторов почвенного плодородия. Общеизвестно, что многие свойства
почв, особенно физические, находятс ...
Торговые отношения России и Нидерландов
Еще во времена Ивана Грозного между Российским
государством и Голландией установились тесные торговые отношения. Трижды
Голландию посетил Петр I. Русский царь, как известно, обучался мастерству у
г ...