Развития Росийско-украинского пограничьяМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Развития Росийско-украинского пограничьяСтраница 1
Теория исследования государственной границы - одно из традиционных направлений политической географии. Однако степень изученности и развития данной сферы довольно невысока, что обуславливается многочисленными и не всегда решаемыми проблемами, возникающими на пути исследователей-лимологов.
С методологической точки зрения до сих пор не разработана методика комплексного описания как линейных объектов вообще, так и государственной границы в частности, что является необходимым атрибутом для качественного сопоставления различных участков границы в рамках одной и между разными странами. Необходимо выработать стандартный набор качественных и количественных характеристик и параметров оценки участков границы.
Граница между различными типами регионов в географическом, историческом, социокультурном, экономическом, информационном и других пространствах замыкаются на более высокой по своему статусу, государственной границе, хотя и не всегда совпадают с ней. В этой многополярности и заключается основная сложность исследования государственных рубежей.
Вопрос о границах требует ясных представлений не только о понятии, свойствах и функциях самих границ, но и о районе, который она обрамляет. ‘Это связано прежде всего с тем, что понятие границы является вторичным от понятия района и его нельзя рассматривать вне содержания того пространственного образования, которое он оконтуривает’ (Шувалов, 1979г.). ‘По своей географической фундаментальности категории ‘граница’ и ‘район’ могут быть поставлены на один уровень. В сущности, правильнее говорить о двуединстве этих понятий, поскольку ни район без границ, ни границы без района немыслимы’ (Полян, 1982г.).
Таким образом, исследуя государственную границу, нельзя не рассматривать приграничные территории.
Приграничные территории - это территории государства, прилегающие к государственной границе, выполняющие особые приграничные функции и обладающие в связи с этим специфическими особенностями. Главным фактором, обуславливающим специфику приграничья, является его географическое положение
Составляющие пограничного пространства находятся между собой в тесной связи, различном сочетании и соотношении. Их совокупность определяет общую характеристику пограничных районов, их параметры и свойства.
Географический контур пограничного пространства представляет прежде всего полосу местности, пролегающую вдоль линии границы по обе её стороны. На континентальной части периметра страны географическая плоскость пограничных территорий предопределяется социально-экономической ситуацией в каждом конкретном регионе, через который проходит граница. Иными словами, пограничные пространства в географической плоскости как бы имеют некую ‘тень’, территориальную конфигурацию, в пределах которой этот феномен существует как явление.
Параметры пограничных территорий включают в себя размеры (протяженность, ширину) и насыщенность. Если размеры морских пограничных пространств имеют относительно устойчивые значения, то ширина континентального приграничья в силу своей социально-экономической неоднородности и изменчивости не везде одинакова и постоянна.
Помимо этого, в любом региональном пограничном пространстве ширина каждого его конкретного компонента (политического, экономического и др.) может иметь свои значения. Так, например, на отдельных участках границы пространство реального приграничного торгово-экономического сотрудничества может не совпадать с размерами района исторически сложившихся культурно-исторических связей приграничного населения соседних стран. Таким образом, ширина экономической составляющей приграничной территории может существенно превосходить соответствующие размеры её политической компоненты.
Таким образом, основной проблемой при разработке приграничной региональной политики является выделение объективной пограничной полосы. Анализ приграничных территорий на трех уровнях, как это принято в теории политической географии, достаточно формален и акцентирование на одном из этих уровней, не воспроизводит реальную ситуацию приграничных процессов. Макроуровень, т.е. субъект федерации как единица приграничной региональной политики, слишком велик, микроуровень – слишком мал. Руководство некоторых областей выступает категорически против каких-либо преимуществ непосредственно для примыкающих к границе городов и районов, ссылаясь на то, что в связях с соседями широко участвуют субъекты хозяйственной деятельности на всей территории района. Казалось бы, что мезоуровень – наиболее подходящий объект приграничной региональной политики, но наш взгляд, пограничная зона несколько шире и включает в себя не один приграничный район. Еще одна сложность заключается в неодинаковых размерах пограничной полосы. Для того чтобы определить ее реальную величину, необходим комплексный анализ большого количества разнообразных количественных показателей. Однако доступ к информации на уровне административных районов осложняется отсутствием показателей в общедоступных статистических сборниках на данном территориальном уровне.
Смотрите также
Внутрифирменная система контроля качества работы
Внешние проверки качества аудита могут выполняться:
· Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.
· Аккредитованными профессион ...
Экономико-географическое положение
Термин
"положение" распространен весьма широко. Всего чаще под положением
понимают: столько-то градусов восточной или западной долготы и столько-то
градусов северной или южной ши ...
Геополитическая карта Европы
Возникшая на
рубеже 90-х годов новая геополитическая ситуация - кардинальные изменения в
Центральной и Восточной Европе, распад СССР на суверенные республики,
возникновение СНГ, обретение н ...