Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской областиМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Регионально-экономическая политика РФ и её реализация в Самарской областиСтраница 2
Основными общеэкономическими проблемами, сдерживающими развитие региона, являются:
· острый финансовый кризис, снижение мировых цен на сырьевые составляющие российского экспорта;
· нарастание бюджетного дефицита;
· кризис платежей;
· ослабление роли государства в регулировании экономического развития;
· несовершенство законодательной базы;
· сложность налоговой системы, большая налоговая нагрузка на предприятия;
· отсутствие реального бюджетно-налогового федерализма.
Региональные проблемы в определенной степени обусловлены общеэкономическим кризисом; к их числу относятся:
· структурная несбалансированность секторов экономики области;
· разрыв между располагаемым производственным потенциалом области и ограниченным спросом на производимую продукцию;
· обострение проблемы сбыта из-за высокой стоимости продукции полной технологической готовности;
· низкая загрузка производственного, научно-технического и трудового потенциала;
· высокая ресурсоемкость производственного сектора;
· высокая инвестиционная потребность;
· отсутствие у предприятий и организаций собственных оборотных средств для оживления производства при высоких ставках банковских кредитов.
Негативное влияние на социально-экономическое развитие области в прогнозируемом периоде окажет рост инфляции и цен предприятий-производителей.
По оценке специалистов, если инфляция превышает 40% в среднем за год, то прекращается нормальное развитие экономики.
В создавшихся макроэкономических условиях уровень инфляции (потребительские цены) за весь период прогнозирования может составить 216 - 437% по отношению к 1998 году, цен производителей на промышленную продукцию - 151 - 273%.
Поэтому преодоление инфляции, снижение ее до относительно «безопасного» уровня (15-20% в год) без дальнейшего сокращения производства и падения жизненного уровня населения вновь становится одной из главных стратегических задач области на среднесрочную перспективу. Уровень инфляции в регионе в основном является результатом макроэкономических соотношений, формируемых на федеральном уровне. Наибольшее воздействие на уровень цен оказывают денежная политика, способы покрытия дефицита федерального бюджета, налоговая политика, политика в отношении естественных монополий, продукция которых составляет значительную часть затрат предприятий, таможенная политика и др. В настоящее время естественные монополии предлагают проводить скоординированную политику сдерживания цен на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки, не допуская резкого повышения цен. В случае последовательного проведения политики сдерживания инфляционных процессов можно ожидать незначительного повышения цен в отраслях, производящих товары и оказывающих услуги.
В то же время в области имеются внутренние ресурсы и конкурентные преимущества для активизации экономической деятельности:
· достаточный ресурсный потенциал, активизация которого позволит производить конкурентоспособную продукцию и реализовать некапиталоемкий вариант развития большинства отраслей экономики (неиспользуемые промышленные мощности, трудовые, материальные и энергетические ресурсы, научно-технический потенциал);
· наличие в регионе привлекательных для инвесторов промышленных объектов и др.
От совокупного влияния вышеуказанных факторов, от того, насколько удастся нейтрализовать негативные и развить позитивные факторы, зависят варианты сценария развития области в прогнозируемом периоде.
Первый вариант возможен в случае превалирования позитивных факторов развития и при максимальной реализации условий эффективного социально-экономического развития области; второй вариант предполагает частичную реализацию этих условий.
По первому варианту прогноза среднегодовые темпы изменения общего валового выпуска продукции, работ и услуг составят 3,4%, за весь прогнозируемый период - 110,6%; по второму варианту предполагается среднегодовое снижение -1% и темп снижения за весь период - 97%.
Повышение уровня цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, энергоресурсы повлияют на увеличение затратности производства и соответственно снижение уровня добавленной стоимости товаров и услуг. В свою очередь реализация организационно-технических мер на предприятиях, направленных на внедрение ресурсосберегающих технологий, режим экономии и др., будет сглаживать влияние ценового фактора.
В итоге темпы изменения валового регионального продукта в прогнозируемом периоде будут в пределах 96,9-109,4% по отношению к уровню 1998 года. Начало роста валового регионального продукта можно ожидать в 1999 году в условиях первого варианта и в 2001 году в условиях второго варианта.
Условия достижения прогнозных величин макроэкономических показателей следующие:
микроуровень | макроуровень |
· реформирование и реструктуризация предприятий; · наращивание оборотных средств предприятий; · переориентация предприятий на производство конкурентоспособной продукции. |
Проведение продуманной финансово-кредитной политики, направленной на: · снижение уровня инфляции; · совершенствование налоговой системы; · возрождение кредитно-банковской системы; · усиление государственного влияния на деятельность естественных монополий; · стимулирование инвестиционной активности; · защиту отечественных товаропроизводителей. |
Смотрите также
Кот д Ивуар
Берег Слоновой кости, когда-то считавшийся образцом африканского
благополучия, сегодня переживает не лучшие времена. Государственная коррупция и
внешние долги, в которых страна оказалась пос ...
Восточная Сибирь
...
Флаг Республики Ингушетия
Флаг Республики
Ингушетия — государственный символ Республики Ингушетия. Принят Парламентом
Республики 15 июня 1994 года. Зарегистрирован за № 152 в Геральдическом
...