Северный Ледовитый океанМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Северный Ледовитый океанСтраница 2
Окраинные арктические моря расположены на сравнительно ровном шельфе, прорезанном во многих местах желобами, являющимися основными каналами выноса суспензионного материала.
Донные осадки имеют неравномерную мощность и высокие скорости осадконакопления. Для материковой отмели характерны пёстрые по механическому составу терригенные, а для подводных хребтов и глубоководных котловин — глинистые терригенные осадки (тёмно-коричневые и коричневые пелитовые илы с редкой микрофауной). На материковом склоне, кроме того, появляются песчанистые илы с микрофауной фораминифер. Мощность осадочной толщи глубоководных котловин по сейсмическим данным достигает 1,5—2,5 км, а скорость осадконакопления местами 4—6 см за 1000 лет, в области материкового склона наблюдается несколько пониженная скорость осадконакопления — до 2—3 см за 1000 лет и мощность осадков до 1,5 км. На подводных хребтах и их склонах развит прерывистый осадочный покров мощностью 400—600 м.
Во всех типах осадков Арктического бассейна присутствует крупнообломочный материал (валуны, галька, гравий), разносимый дрейфующими льдами, а также образующийся при разрушении коренных пород на крутых склонах и вершинах подводных хребтов. На больших глубинах Северо-Европейского бассейна осадки представлены глобигериновым илом.
Климат.
Характерные особенности климата определяются высокоширотным положением Северного Ледовитого океана, обусловливающим преобладание радиационного выхолаживания над поступлением тепла от Солнца. Важную роль в формировании климата Северного Ледовитого океана играют также тёплые Северо-Атлантическое и Тихоокеанское течения; принос ими тепла в Северном Ледовитом океане составляет 60% от переноса тепла в атмосфере (по данным М. И. Будыко). В зимние месяцы (январь — апрель) над Арктическим бассейном располагается Арктический антициклон. Циклоны из Атлантики перемещаются на север через моря Баффина и Гренландское и на восток через моря Норвежское, Баренцево и Карское; нередко проникают они и в приполюсный район. Летом устойчивые, но менее мощные, чем зимой, антициклоны наблюдаются в Арктическом бассейне к северу от Аляски и Чукотского моря и над Гренландией. Циклоническая деятельность развивается главным образом над севером Канады и Сибири, распространяясь на прилежащие районы Северного Ледовитого океана над Северо-Европейским бассейном в течение всего года господствует ложбина Исландского минимума, а над Гренландией — максимум атмосферного давления. Поэтому над западной частью бассейна преобладают ветры северного и северо-западного направлений, обусловливая суровый арктический климат. В восточной части бассейна отмечаются преимущественно южные и юго-западные ветры. Вследствие этого, а также влияния тёплого Норвежского течения климат здесь более мягкий. Через Северо-Европейский бассейн проходит большое количество глубоких циклонов, вызывающих резкие перемены погоды, обильные осадки и туманы. Осенью и в особенности зимой сильное волнение, большая влажность и низкие температуры воздуха часто приводят к сильному обледенению судов, создавая опасность для мореплавания. Ветровой режим неустойчив (средняя скорость ветра 4—6 м/сек), но сильные ветры (более 15м/сек) бывают редко. В прибрежных районах заметно выражен сезонный (муссонный) ход направления ветра, и скорость его и число дней со штормами здесь значительно возрастают, особенно зимой. Средняя температура воздуха зимой в различных районах Северного Ледовитого океана. колеблется от —2 до —40 °С, летом от 0 до 6 °С. Повторяемость облачности достигает 90% летом и 50% зимой. Атмосферные осадки выпадают в виде снега; дожди, чаще всего со снегом, бывают редко. Количество осадков в Арктическом бассейне не превышает 150, в Северо-Европейском бассейне — 250—300 мм в год. Толщина снежного покрова невелика, её распределение крайне неравномерно. Летом снежный покров почти повсеместно стаивает.
Смотрите также
Последствия Чернобыльской катастрофы
На Чернобыльской техногенной аварии, которая стала
аварией глобального масштаба, необходимо акцентировать большее внимание.
Как сегодня стало известно из многочисленных фактов
ученым-экологам ...
Современное состояние морского транспорта и результаты
выполнения ряда программ возрождения флота
На сегодняшний момент на морском транспорте сложилась
следующая ситуация.
Первое место в грузообороте перешло к
Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов в 1994 г. морским
тран ...
Заключение
Структура
почв, отражая характер почвообразовательного процесса, является одним из
существенных факторов почвенного плодородия. Общеизвестно, что многие свойства
почв, особенно физические, находятс ...