Становление Ингушетии как самостоятельного государственного
образованияМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Флаг Республики Ингушетия / Становление Ингушетии как самостоятельного государственного
образованияСтраница 1
В "Географии" древнегреческого ученого Страбона племена, проживающие на Северо-Восточном Кавказе в районе реки Мерлюда (Терека), именуются гаргара (герга). В чеченском и ингушском языках это понятие обозначает "близкие, соседние, родственные люди". Ингушский язык принадлежит к нахской (вайнахской) ветви кавказских языков и довольно близок чеченскому. Говорящие на ингушском понимают чеченский, и наоборот. Ингуши вместе с близкородственными им чеченцами называли себя вайнахи, что означает "наш народ".
Древнейшие вайнахские племена занимали территорию в горах Северо-Восточного Кавказа. В армянском источнике VII века - "Армянской географии" среди племен, населявших "Азиатскую Сарматию", куда входили и горы Северо-Восточного Кавказа, называются нахчаматьяны и кусты (кисты). Нахче - самоназвание чеченцев, кисты - одно из грузинских наименований вайнахов, в частности ингушей. Источник VII века, таким образом, впервые отмечает прямых предков чеченцев и ингушей.
Свод грузинских летописей "Картлис цховреба" ("Житие Грузии"), который начал складываться с XII века, тоже отмечает, что вайнахи размещались в горах Северо-Восточного Кавказа. Жили ингуши отдельными родоплеменными группами (обществами) - тайпами. От одного из самых больших тайпов - галгаевского, обитавшего в центральной части горной Ингушетии, происходит название ингушей - галгай. По мнению ряда исследователей, самоназвание можно перевести как "строитель, житель башен".
Накануне монгольского нашествия в XIII веке территория ингушей и чеченцев не представляла единого комплекса ни в этническом, ни в социально-экономическом, ни в политическом отношениях. Все члены тайпа вели свое происхождение от общего предка. Тайп часто состоял из одного селения, в котором насчитывалось до 200 и более дворов, а иногда объединял несколько маленьких горных селений. Каждый тайп самостоятельно управлял своими делами. Общего правителя даже в начале XIX века у ингушей и чеченцев не существовало. Ингуши и чеченцы не имели своих беков, ханов, князей, а значит, они не могли иметь никаких единых государственных символов. Чеченцы и ингуши отставали в социально-экономическом отношении от своих более сильных соседей и потому попали в зависимость от кабардинских, дагестанских и других феодалов.
В XVI-XVII веках началось переселение ингушей с гор на равнину, хотя основная территория, занятая их поселениями, находилась, как и ранее, в горах, к востоку от верхнего течения реки Терек. В 30-60-е годы XIX века переселение шло особенно стремительно. Одним из первых обжитых пунктов ингушей на равнине стало селение Ангуш, или Ингуш, на месте современного селения Тарское (в Тарской долине). Общее название народа - ингуши - впервые появляется в документах кабардинских князей в XVIII веке. Его переняли и русские, хотя сами ингуши продолжали называть себя галгай.
Еще в источниках XVIII и даже первой половины XIX века чаще встречаются названия отдельных ингушских тайпов, а не общее название народа. Однако XIX век стал переломным: в это время сформировались две большие этнические близкородственные общности вайнахов, правда, развивающихся различными путями. Более многочисленную из них представляли вайнахские племена нохчи. Русские именовали их чеченцами по названию одного из самых крупных в долине аулов - Чечен. Другую - представляли галгаи, то есть ингуши. Каждая этническая общность жила на определенной территории, в основе своей совпадающей с той, на которой и ныне проживают ингуши и чеченцы.
Формирование ингушей как народа завершилось после добровольного принятия ими русского подданства в 1810 году. Вхождение их в состав России имеет свою историю, насчитывающую не одну сотню лет. С начала XVI века опаснейшую угрозу для народов Кавказа стали представлять Османская империя и персидское государство Сефевидов, которые стремились захватить эту территорию, не останавливаясь перед истреблением народов, проживающих там. Уже в XVI-XVII веках против персидских и турецко-крымских поработителей совместно с ингушами, чеченцами и другими горцами сражались русские гарнизоны и терские казаки, предки которых с конца XV века стали селиться на пустующих землях в верховьях реки Терек и у впадения реки Аргун в реку Сунжа. Агрессивный курс Турции и Персии вызвал у России стремление закрепиться в этом стратегически важном регионе. Народы Кавказа в борьбе против Турции в основной своей массе поддерживали русские войска, усматривая в них силу, способную защитить кавказцев от порабощения и истребления турками. В последней четверти XVIII века к местным представителям русских властей неоднократно обращались отдельные аулы и тайпы ингушей и чеченцев с прошениями о принятии их в подданство России, клятвенно обещая верно служить ей.
Смотрите также
Последствия Чернобыльской катастрофы
На Чернобыльской техногенной аварии, которая стала
аварией глобального масштаба, необходимо акцентировать большее внимание.
Как сегодня стало известно из многочисленных фактов
ученым-экологам ...
Внутрифирменная система контроля качества работы
Внешние проверки качества аудита могут выполняться:
· Уполномоченным федеральным органом по государственному регулированию аудиторской деятельности.
· Аккредитованными профессион ...
Государственный и политический строй Японии в период между
буржуазной революцией и 2-ой мировой войны
Следствием "революции мейдзи" явилось принятие в
1889 г. буржуазной конституции, которая закрепила новую структуру
государственной власти. Конституция отразила компромисс между доминирующи ...