ИндонезияСтраница 1
Бурный рост финансово-промышленных групп - важнейшая составляющая экономического подъема последних трех-четырех десятилетий в Восточной Азии. Однако ряд аналитиков, в том числе российских, склонен связывать с их деятельностью и структурный кризис, охвативший со второй половины 1997 года экономики региона [I]. Возникает необходимость уточнить, на скрещении каких тенденций, при участии каких сил складывались эти группы? В какой социально-экономической среде они зарождались? Как их развитие влияло на трансформацию этой среды, на их взаимоотношения с государственной властью? Что именно в поведении финансово-промышленных групп спровоцировало недавний катаклизм? Попробуем поискать ответы, опираясь на материал Индонезии - страны, переживающей кризис особенно остро.
30 лет назад, когда в Индонезии воцарился так называемый новый порядок (иначе говоря, военно-бюрократический режим во главе с бессменным генералом-президентом Сухарто), никаких финансово-промышленных групп в стране не*было и в помине. В наследство от эпохи парламентского правления (первая половина 50-х годов) и сменившей ее сукарновской "направляемой демократии" (конец 50-х - середина 60-х годов) страна с разнообразнейшими и богатейшими природными ресурсами получила гиперинфляцию, дефициты товаров повседневного спроса, вороватое чиновничество, национальные предпринимательские кадры, уповавшие на протекцию властей куда больше, чем на собственные силы, и громоздкий, убыточный государственный сектор.
Легитимность режима, утверждавшегося в такой обстановке, прямо зависела от способности поправить дела в экономике, обеспечить ей кредитную и инвестиционную подпитку извне. Источники таковой находились на Западе, который в свою очередь благословил бы лишь курс на поддержку рыночных начал в хозяйственной жизни. Отлично понимая это, высшие руководители "нового порядка" привлекли к сотрудничеству экспертов-технократов с наказом обуздать инфляцию, сбалансировать бюджет и создать льготный режим для иностранного капитала. На исходе 60-х годов правительству удалось стабилизировать положение, а затем и перевести экономику в режим впечатляюще устойчивого роста.
В принципе отвечая национальным интересам Индонезии, все эти усилия были умело адаптированы и к запросам бюрократической буржуазии - "нового класса", складывавшегося из высших военных и гражданских чинов еще при Сукарно. Собственно одна из причин тогдашнего упадка была в том, что эти деятели, злоупотребляя должностными привилегиями, обирая подведомственные им государственные предприятия и казну, топили экономику в хаосе и одновременно паразитировали на нем. Правда, по мере того, как "направляемая демократия" клонилась к закату, выгоды от такого "бизнеса" становились все более сомнительными: денежным накоплениям нуворишей постоянно угрожала инфляция. Кроме того, "национально-социалистический" антураж системы затруднял оборот нажитых средств. С установлением "нового порядка" эти проблемы благополучно разрешились. Характерно, что, заявив о намерении приватизировать государственный сектор, военно-бюрократическая элита не спешила выполнять обещанное (хотя прежним иностранным владельцам вернули ряд национализированных компаний, а некоторые другие компании преобразовали в смешанные, открытые для частных вложений).
Политическое полновластие давало капиталистам-бюрократам (в первую очередь военным) широчайшие возможности для протежирования фаворитов в мире частного бизнеса. Среди последних преобладали лица китайского происхождения. Связи с ними восходили еще ко временам национально-освободительной революции 1945-1949 годов, когда эти ловкие дельцы помогали первым солдатам республики — будущим генералам и министрам — добывать экипировку и продовольствие. Позднее нехватка бюджетных средств обрекла армию на жизнь в режиме самофинансирования, а офицеров и генералов, не имевших коммерческой практики, на укрепление контактов с китайцами.
Со второй половины 60-х годов это сотрудничество вступило в качественно новую фазу. У "чуконгов" (так именуют китайских торговцев, банкиров, промышленников, состоящих при индонезийских чиновниках в качестве "денежных мешков") появился предпочтительный доступ к государственному кредиту. Посредники-бюрократы благословляли их альянсы с зарубежными инвесторами, помогали в создании доходных совместных предприятий. Самых "нужных" награждали монополиями на импорт, эксклюзивными правами на производство и сбыт продовольственных товаров, контрактами на поставки для армии. Короче, создавались тепличные условия для ускоренного накопления капитала и роста китайского бизнеса. Ответная плата соответствовала размерам уступок. От китайцев ждали регулярных взносов во всякого рода небюджетные фонды, материальной поддержки политических кампаний режима, финансовых инъекций в государственные предприятия, высокой активности в тех отраслях, которые считали приоритетными. И все это сверх того, что лично причиталось высоким покровителям.
Смотрите также
Африка
· Африка, второй по величине из семи континентов, площадью
приблизительно 30330000 кв. км, включая прилегающие острова, что составляет
приблизительно 22 процента от всей площади земной пове ...
Экологическое состояние отдельных регионов.
Как уже упоминалось в предыдущих разделах, в 1991 году Верховная Рада
Украины объявила всю территорию Украинского государства зоной экологического
бедствия. За два года до этого специалистами геогра ...
Развитие западносибирского металлургического комплекса
Металлургический комплекс Западной Сибири
находится в процессе формирования. Черная металлургия, также как и угольная
промышленность, имеет общероссийское значение. Эта металлургическая ...