ИндонезияСтраница 2
Среди тех, кто принял эти правила игры, обратив их к максимальной выгоде для себя, резко выделяется Лим Сиу Лионг (он же Судоно Салим) - выходец из южнокитайской провинции Фуцзянь, старинный деловой партнер семейства Сухарто. Сегодня имя этого магната-миллиардера звучит далеко за пределами Индонезии, неизменно всплывая во всевозможных списках "самых богатых людей планеты", "самых могущественных людей в Азии" и т.п. Между тем до середины 60-х годов никто, кроме "узких специалистов", не подозревал о его существовании: человек далеко не бедный, владелец нескольких коммерческих предприятий и двух банков средней руки, Лим все-таки не относился к звездам первой величины на небосклоне бизнеса.
Его дела круто пошли в гору после 1968 года, когда исполняющий обязанности президента республики Сухарто был впервые избран полноправным главой государства, а принадлежащая Лиму фирма "Р.Т. Mega" заполучила монополию на импорт гвоздики - необходимого ингредиента для специфических индонезийских и очень популярных у местного потребителя сигарет "кретек". Год спустя добавилась еще одна многомиллионная привилегия: другая компания Лима - "Р.Т. Bogasari" — стала единственным оператором на рынке Западной Индонезии (а позднее и всей страны) в качестве производителя и поставщика пшеничной муки. Зерно приобреталось у государственного Агентства по снабжению (BULOG) по монопольно низким ценам, а затем ему же, но по ценам монопольно высоким, продавалась мука.
Запуск этих операций (в которых имели свой интерес супруга президента госпожа Тьен Сухарто, его кузен Пробосутеджо и сводный брат Судвикатмоно) создал предпосылки для значительно более широкого разворота в торговле и текстильном производстве, для выходов в сферу лесозаготовок, морских перевозок, сборки и продаж автотранспортных средств, операций с недвижимостью и гостиничного бизнеса. Быстро вошел в силу и лимовский Bank Central Asia (в его акционерном капитале старшие дети Сухарто - дочь Сити Хардиянти и сын Сигит Харьоюданто - имели по 16%-ной доле) [2-5].
Взлет мировых цен на нефть в первой половине 70-х годов существенно повлиял на самоощущение режима и его экономическую политику. Планы приватизации государственных компаний были фактически заморожены. Наплыв нефтедолларов в казну позволил правительству строить крупные, капиталоемкие промышленные объекты с тем расчетом, что, перерабатывая местное сырье, они избавят страну от массированного импорта по целому ряду товарных позиций. Значительное внимание уделялось развитию инфраструктуры. Были и попытки "отрегулировать" потоки иностранных инвестиций так, чтобы направить их в сферы, желательные для властей.
Чуть только обозначились перемены, как Лим, встав во главе консорциума с участием компаний из Гонконга и США, истребовал лицензию на сооружение цементного завода. Дело было в 1973 году, а к началу следующего десятилетия в окрестностях Джакарты, в районе Чибинонг уже работала целая система предприятий семейства Inducement, производивших порядка 3,2 млн т продукции в год [6, р. 53]. Нечего и говорить, насколько прибыльными оказались эти начинания в условиях строительного бума. Вдохновленный успехами, "цементный король" Индонезии (он же -"вермишелевый", он же - "молочный") "раскручивал" все новые и новые проекты, зачастую в союзе с другими процветающими соплеменниками, каждый из которых созидал свой собственный конгломерат. В банковских операциях партнером Лима выступал Мохтар Рияди, в делах с недвижимостью и в производстве холоднокатаной стали - Чипутра, в производстве пальмового масла и молочных продуктов - Эка Чипта Виджайя. Функции финансового холдинга в конгломерате Лима исполнял уже упоминавшийся Bank Central Asia, ставший к середине 80-х годов крупнейшим из частных коммерческих банков страны.
Чувствуя, как "чуконги" во главе с Лимом стремительно "уходят в отрыв" от основной массы деловых людей (и прежде всего от крайне раздосадованных коренных индонезийцев), режим был вынужден что-то делать и для поддержки "экономически слабых слоев". С этой целью в 1980 году на втором пике нефтяных цен при правительстве сформировали "Команду 10". В течение восьми лет она следила за тем, чтобы фирмы, принадлежащие индонезийцам, получали от государства побольше выгодных строительных подрядов, заказов на поставки официальным структурам тех или иных товаров и т.п. Эти меры позволили встать на ноги не столь уж малочисленной группе бизнесменов, чьим политическим рупором стала Ассоциация молодых индонезийских предпринимателей (HIPMI), а неформальным лидером - промышленник Абуризаль Бакри [7, р. 117-119].
Между тем Лиму с его растущим как на дрожжах хозяйством уже не хватало оперативного простора в пределах национального рынка. В начале 80-х годов, подобрав группу способных менеджеров с международным опытом и допустив к руководству конгломератом младшего сына, выпускника Лондонской школы экономики Э. Салима, он разместил в Гонконге First Pacific Holdings и ряд других компаний для управления своими зарубежными активами. Приобретение им крупного калифорний- и, ского банка Hibernia и голландской торговой фирмы с солидной репутацией Hagemeyer ^, получило надлежащий резонанс, и в 1982-1983 годах акции First Pacific Holdings Q пользовались повышенным спросом не только на гонконгской бирже, но и у брокеров рс лондонского Сити. В Джакарте же судачили о том, что многоопытный Лим загодя пе готовится к возможной смене власти, страхуется от неприятностей и уходит в "сво- лс бодное плавание", подальше от сановных покровителей [6, р. 44-56].
Смотрите также
Новая несталиьность: как ее
преодолеть?
Краткая история послешокового
развития экономики Вьетнама - это одновременно и история постепенного
отступления на старые позиции. Поставив государственный сектор вначале в
жесткие условия, тем сам ...
Республика Адыгея
Территория - 7,8 тыс. км2. В настоящее
время в состав Республики входят города Майкоп и Адыгейск, 7 сельских районов
(Майкопский, Кошехабльский, Красногвардейский, Гиагинский, Теучежский, ...
Портовое хозяйство. Порт и город. Взаимное влияние
Главная задача морского порта заключается в погрузке и
выгрузке морских судов и в передаче грузов на другие виды транспорта:
железнодорожный, автомобильный, речной, авиационный, трубопроводный. Вмес ...