Среднее машиностроениеМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Машиностроительный комплекс России / Среднее машиностроениеСтраница 1
Оно объединяет предприятия малой металлоемкости, но повышенной
энергоемкости и трудоемкости. Основными технологическими процессами
в среднем машиностроении являются механическая обработка деталей,
сборка их на конвейерах в узлы,агрегаты и готовые машины. Эта отрасль
потребляет большое количество разнообразных черных и цветных металлов,
пластмасс, резины, стекла. Предприятия среднего машиностроения наибо-
лее многочисленны, узкоспециализированны, имеют широкие кооперирован-
ные связи. Их продукция массовая и крупносерийная, она включает
производство автомобилей и самолетов, тракторов, комбайнов, двига-
телей для них, средних и небольших металлорежущих станков и кузнечно-
прессовых машин, насосов и компрессоров, машин и различного техноло-
гического оборудования для легкой, пищевой, полиграфической промыш-
ленности.
Автомобильная промышленность - сильно развитая, типичная для
среднего машиностроения отрасль. Автомобильная промышленность вклю-
чает в свой состав помимо выпуска машин также производство моторов,
электрооборудования, подшипников, прицепов и т.д., которые выпуска-
ются на самостоятельных предприятиях.
Автомобильные моторы делают не только сами заводы, но и ряд спе-
циализированных заводов. Большинство этих заводов разместилось вне
центров автомобилестроения. Они поставляют свою продукцию в порядке
кооперации сразу нескольким автозаводам. Автомобильная промышлен-
ность выпускает подшипники для всех отраслей народного хозяйства. В
ее составе более десятка заводов, расположенных в большинстве эконо-
мических районах страны. Каждый из заводов специализируется на вы-
пуске определенных типоразмеров подшипников и поставляет их разным
предприятиям страны.
Тракторная промышленность России - одна из самых больших в мире.
По особенностям размещения она напоминает автомобильную. Выпускаются
различные виды тракторов не только для сельского хозяйства, но и для
промышленности.
Резко возрос диапазон выпускаемых тракторов по мощности: от не-
больших садовых в несколько лошадиных сил до мощных машин в несколько
сотен лошадиных сил. С увеличением количества тракторов для обработ-
ки посевов резко сократилось доля гусеничных тракторов, используемых
преимущественно для вспашки, уборки в сельском хозяйстве и для про-
мышленных нужд. Это определяет специализацию предприятий и районов
на выпуске отдельных марок тракторов ( по назначению, мощности,
конструкции). Происшедшие изменения в типах выпускаемых тракторов,
совершенствование их конструкции усилили зависимость тракторных за-
водов от предприятий-смежников (литейных, резинотехнических, элект-
рооборудования и т.д.). Наиболее сложной продукцией предприятий
сельскохозяйственного машиностроения является производство комбайнов.
В комбайностроении большое значение приобрели кооперированные связи
с предприятиями-смежниками. В производстве комбайна "Нива" учавству-
ет 225 заводов.
Станкостроительная промышленность - техническая база всего маши-
ностроения. Расходы металла в ней, как правило, невелики, большая
часть заготовок и деталей производится на самих предприятиях, коопе-
рация с другими заводами чаще всего сводится к поставкам двигателей,
литьевых изделий, электрооборудования. На их размещение большое вли-
яние оказывает трудоемкость продукции, наличие квалифицированных
кадров рабочих, инженерно-технического персонала и конструкторов.
Предприятия отрасли оснащены сложным оборудованием. Увеличение вы-
пуска более современных станков - полуавтоматов и автоматов, фрезер-
ных, шлифовальных, агрегатных, прецизионных, станков с программным
управлением, станочных линий и, наконец, автоматизированных цехов и
заводов - усилило в размещении станкостроения роль крупных научных и
конструкторских центров. Возросла роль кооперированных связей (уни-
фикация стандартных узлов в разных типах станков, специальное элект-
ротехническое оборудование и т.д.). Узкая специализация станкострои-
тельных предприятий предопределило широкое развитие межрайоных
связей: каждое из них обеспечивает своей продукцией большинство ра-
йонов страны.
Наиболее типичные для среднего машиностроения особенности разме-
щения весьма четко прослеживаются в размещении авиационной промыш-
ленности. В этой самой сложной отрасли современного машиностроения
кооперируются предприятия практически всех отраслей тяжелой промыш-
ленности, и особенно самого машиностроения, поставляющие разнообраз-
ные конструкционные материалы из черных и цветных металлов, химичес-
ких материалов, электротехническое, электронное и радиотехническое
оборудование. Предприятия авиационной промышленности отличаются иск-
лючительно высоким уровнем класификации инженерно-технических кад-
ров, рабочих. Это обусловило возникновение и развитие авиационной
Смотрите также
Заключение
Итак, мы рассмотрели историю возникновения и
развития системы международного разделения труда. Приведённые данные показывают
огромный масштаб мировой интеграции экономик различных стран, рост их тор ...
География Банковской Системы
В развитии любого государства значительное место
занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики,
рост потенциальных возможностей государства и рост благосост ...
Найроби
Кения, конечно, не считалась жемчужиной британской короны, но была вполне достойным ее украшением. И строители британской империи в меру своего понимания заботились о процветании страны. При англича ...