Машиностроительный комплекс РоссииМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Машиностроительный комплекс России
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее
"сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую
роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех
областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится
почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране
эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный
вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%.
По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта
отрасль дает 12 % экспорта России. Если брать Японию и Германию, то
их экспорт составляет : Япония - 60%, Германия - 45%. Машинострои-
тельный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции,
второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленн-
ному персоналу (42 %).
Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку эконо-
мику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпа-
ми, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хо-
зяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:
1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции
во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое маши-
ностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.
2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции
в машиностроении- это станкостроение и инструментальная промышлен-
ность.
3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции
в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное
и селькохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р.
За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с
выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудо-
вания для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Ко-
ренным образом изменился характер продукции в старых отраслях маши-
ностроения.
Современное машиностроение представлено собственно
машиностроением и металлообработкой, которые включают несколько де-
сятков отраслей и подотраслей. Наиболее сложной является структура
машиностроения. Она включает такие важнейшие отрасли, как энергити-
ческое машиностроение. электротехническая, станкостроительная и инс-
трументальная промышленность, приборостроение, ряд отдельных отрас-
лей, выпускающих оборудование для добывающей и обрабатывающей
промышленности, строительства, транспортное машиностроение, автомо-
бильную промышленность, тракторное и сельскохозяйственное машиност-
роение и д.р.
Ассортимент выпускаемой продукции машиностроения чрезвычайно ве-
лик, что не только обусловливает глубокую дифференциацию его
отраслей, но и оказывает сильное воздействие на размещение произ-
водства отдельных видов продукции. При этом даже при одном целевом
назначении выпускаемой продукции размеры, состав, технологические
процессы, форма общественной организации производства на предприяти-
ях таких отраслей сильно отличаются.
В целом машиностроение относится к отраслям так называемого
"свободного размещения", так как оно в меньшей степени, чем любая
другая отрасль промышленности, испытывает влияние таких факторов,
как природная среда, наличие ресурсов полезных ископаемых, воды и
т.д. В то же время на размещение предприятий машиностроения сильное
воздействие оказывает ряд экономических факторов, особенно концент-
рация производства, его специализация, кооперация, трудоемкость от-
дельных видов продукции, удобство транспортно-экономических связей,
возникающих в процессе кооперации машиностроительных предприятий.
Специализация машиностроения достигла очень высокого развития. В
отрасли широко распространена предметная специализация, технологи-
ческая специализация и подетальная специализация. Специализация в
машиностроении определяется профилем машиностроительных предприятий
и характером выпускаемой продукции - массовым, крупносерийным, мел-
косерийным, индивидуальным. Выпуск массовой продукции уменьшает воз-
можности создании на предприятиях всего технологического процесса и
способствует развитию технологической специализации. Однако и выпуск
особо сложной мелкосерийной и индивидуальной продукции нередко воз-
можен только на основе подетальной и технологической специализации.
Развитие всех видов специализации в машиностроении обусловило
исключительно широкое кооперирование как между его предприятиями,
так и с заводами других отраслей, поставляющих конструкционные мате-
риалы, изделия из пластмасс, стекла и т.д. При этом они специализи-
руются на выпуске не только массовой продукции (например,автомашины,
радиоприемники и другая бытовая техника), но и мелкосерийной и даже
индивидуальной (выпуск крупнейшей турбины в 1200 тыс. кВт в
Санкт-Петербурге).
Размещение машиностроения определяется в значительной степени
трудоемкостью изделий, уровнем квалификации используемого труда, а
также особенностями специализации и кооперированных связей предприя-
тий. Уровень металлоемкости сам по себе не является определяющим
фактором размещения машиностроения. Многие виды продукции машиност-
роения, отличающиеся высокой металлоемкостью, являются одновременно
и трудоемкими (например, при одинаковом удельном расходе материалов
на 1 т. готовой продукции трудоемкость изготовления легковых автома-
шин "Волга" и Москвич" в 15-20 раз выше, чем четырехосной цистерны
для перевозки нефтепродуктов). Массовый и крупносерийный выпуск
готовой продукции настолько сильно снижает затраты на ее изготовле-
ние, что это оправдывает возникающие в ходе кооперированных связей
или поставок продукции потребителям дальние перевозки. Глубокая спе-
циализация заводов заставляет прибегать, казалось бы, и к явно невы-
годным перевозкам. Существования такого рода перевозок неизбежно в
условиях современной организации машиностроительного производства.
Выпуск же малосерийной или индивидуальной продукции эпизодичен и не
может определять размещение предприятий по ее изготовлению в зави-
симости от металлургических баз и потребителей.
Создание комплексов взаимосвязанных производств в машиностроении
по отдельным районам страны затруднено в силу весьма дробной специа-
лизации отрасли и ее предприятий. Волжский автозавод имеет, напри-
мер, более 300 смежников, которые поставляют ему свыше 1000 комплек-
тующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится
более 55 % себестоимости производства автомашин. Создание всех
предприятий-смежников в районе расположения головного предприя-
тия-потребителя при небольшом разнообразии поставляемых изделий и
материалов оказывается невозможным.
Выпуск же конечных видов продукции машиностроения, идущих в дру-
гие отрасли самого машиностроения или народного хозяйства, предназ-
начен для удолетворения всего народного хозяйства, быта и экспорта.
Потребители этих видов продукции размещаются во всех районах страны
и за ее пределами. Поэтому в подавляющем большинстве случаев разме-
щение предприятий машиностроения не может ориентироваться на фактор
потребления его продукции.
Только отдельные виды продукции, предназначенные для использова-
ния в специфических природных условиях или для определенных гор-
но-геологических условий, выпускаются в районах их потребления (чаще
всего сельскохозяйственные машины, машины и механизмы для лесной
промышленности, горное оборудование).
Отмеченные особенности размещения машиностроения обусловливает
большую роль и значение транспортного фактора в осуществлении коопе-
рированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.
Ритмичность работы конвейеров и поточных линий машиностроительных
заводов зависит от четкой работы как предприятий-смежников, так и
транспорта. Развитая транспортная сеть, возможность использовать
разные виды транспорта между кооперируемыми предприятиями повышает
надежность внутри- и межрайоных связей. В результате резкого удешев-
ления транспортировки продукции на всех видах транспорта близость
поставщиков продукции в настоящее время играет гораздо меньшую роль,
чем в прошлом.
В условиях развитой специализации машиностроительных заводов на
выпуске определенных видов продукции все большее значение приобрета-
ет унификация производства отдельных видов машин, оборудования, де-
талей и инструментов, выпускаемых на разных, но родственных предпри-
ятиях отрасли. Этот процесс также оказывает сильное воздействие на
размещение машиностроения. Унифицированные изделия позволяют обеспе-
чивать более широкий круг потребителей каждому предприятию, тем са-
мым укрепляя и развивая внутрирайонные связи, способствуя зонирова-
нию сбыта продукции родственных предприятий.
Машиностроительный комплекс ежегодно призводит 30 тыс. видов
различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически
повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребле-
ния. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах
России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.
Экономический район Доля производимой продукции (%)
Северный 1.5
Северо-Западный 5
Центральный 23
Волго-Вятский 10
Центрально-Черноземный 4
Поволжский 18
Уральский 20
Северо-кавказский 6
Западно-Сибирский 7
Восточно-Сибирский 3
Дальне-Восточный 2.5
Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает За-
падная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономи-
ческая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные
потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в евро-
пейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении
условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:
1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции ).
2. Общее машиностроение (18% продукции).
3. Среднее машиностроение (15 % продукции).
Смотрите также
Заключение
Для буржуазного развития Франции характерна крайняя
неустойчивость государственной власти. В отличие от Англии, где классовые
противоречия по мере их возникновения решались путем мирных соглашений и ...
Сердобский район
Сердобский уезд образован в ноябре 1780 , в
составе Саратовского наместничества (переименован в 1782 году в Саратовскую
губернию) 5 марта 1797 г. вошёл в состав восстановлённой С ...
Экологическое состояние отдельных регионов.
Как уже упоминалось в предыдущих разделах, в 1991 году Верховная Рада
Украины объявила всю территорию Украинского государства зоной экологического
бедствия. За два года до этого специалистами геогра ...