Большой дворец – основное сооружение Петергофа.Материалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Петродворец - русский Версаль / Большой дворец – основное сооружение Петергофа.Страница 2
В оформлении интерьеров Растрелли добился необычайно сильных декоративных эффектов. Планировка дворца, расположение залов и комнат строго соответствовали пышным ритуалам того времени. Роскошь и многообразие приёмов художественной отделки помещений были призваны создать эффект бесконечно развёртывающегося театрального действия.
Парадная лестница, Танцевальный и Аудиенц-зал дворца, оформленные по проекту Ф.-Б. Растрелли, были ценнейшими памятниками русского искусства середины XVIII века. Золочёные скульптурные изображения времён года, плафон «Триумф Весны», прославляющий дочь Петра I Елизавету, колонный портал, на фронтоне которого были помещены аллегорические фигуры «Верность» и «Справедливость», обилие резного золочёного декора, живопись стен - всё оформление парадной лестницы создавало впечатление сказочного великолепия.
Огромные двухстворчатые двери вели в первый зал - Танцевальный. Восточная и южная стены здесь имели окна в два яруса, на противоположных стенах им соответствовали зеркальные ложные окна. Растрелли называл этот зал «Светлая галерея», - он был наполнен светом и воздухом; причудливый золочёный резной декор стен и многоярусные бра в простенках преображали его в «волшебные чертоги». (2, с. 3). Огромный живописный плафон «Аполлон на Парнасе», исполненный итальянским мастером Б. Тарсиа в 1752 году, украшал перекрытие зала. Оформление дополняли живописные медальоны на мифологические сюжеты «Метаморфоз». Овидия работы художника Дж. Валериани и его русских учеников.
Танцевальный зал в Петергофе интересным образом перекликается с Зеркальной галереей Версаля.
Зеркальная галерея - самое парадное помещение Большого версальского дворца. Здесь проходили все придворные праздники, отмечались дни рождения короля, совершались бракосочетания, здесь же принимали иностранных послов.
Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Вид этого салона просто захватывает дух: галерея ошеломляет сразу и размерами, и пропорциями, и колоритом, и расточительной роскошью убранства, а в погожие солнечные дни - переизбытком света и воздуха. При украшении Зеркальной галереи расчёт сознательно был сделан на то чтобы именно ошеломить роскошью и великолепием. Зеркальная галерея - это не просто зала. Это огромный проспект, длина которого 73 метра, а ширина 10,5 метров.
Стену галереи со стороны парка по всей высоте прорезали симметрично расположенные семнадцать окон, которые своими пропорциями гармонируют с золочёными дверями. Пятнадцать ниш напротив окон заполнены зеркалами, которые отражают парк, небо и водоёмы, иллюзорно расширяя пространство зала и создавая тем самым удивительно сказочный эффект. Окна утопают в глубоких арочных нишах, в то время как зеркала наложены на плоскую стену.
Посетивший Версаль посол Венеции в восторге писал: «В Большой галереи зажигались тысячи огней, они отражались в зеркалах, покрывавших стены, в бриллиантах дам и кавалеров. Было светлее, чем днём, красота и величие блистали точно во сне или в заколдованном царстве». (4, с.118). Зрелище поистине феерическое. В праздничные дни в сверкающих серебряных и хрустальных люстрах зажигались мириады свечей, множились на глазах, отражаясь, как и всё остальное, в зеркалах.
Своды галереи расписал художник Ш. Лебрен. Он разместил на сводах двенадцать медальонов и шесть стукковых рельефов. Все фрески объединяют тема побед воинственного короля (Людовика XIV). Во фресках Лебрен тонко переплетал сюжеты важных исторических событий и мифологию, ввёл аллегорические образы, в которые как будто случайно проникли сцены будничной жизни…
Несомненно, что Растрелли пытался достичь в Танцевальном зале такого же эффекта переизбытка света и воздуха, как и в Зеркальной галерее Версаля. У него это получилось. Конечно, Танцевальный зал немного поменьше Зеркальной галереи, но… Идя по этому залу, я испытывала чувство торжественности, восторга счастья. Воздух мне казался пропитанным приятным ароматом. Я представляла себе, как вечером здесь собираются самые знатные, самые умные люди России. Играет музыка, горят тысячи свечей, воздух наполнен разговорами, смехом. Пожилые дамы сидят на диванах, а молодые девушки и их кавалеры танцуют… Свет отражается многократно, в разных оттенках. Игра света создаёт весь этот праздник. Какое неземное чувство счастья жизни должно быть, испытывали эти люди! Как восхищались иностранцы красотой и величием русских, чувствуя в этих стенах силу и мощь Российской империи, её неповторимость. Как бы мне хотелось побывать во время бала, потанцевать, а потом выйти на свежий воздух и вдохнуть запах моря, полюбоваться на золотого Самсона и серебристую воду. Как я счастлива, что побывала в таком исторически интересном месте, месте, отражающем культуру России с начала XVIII до конца XIX века.
Смотрите также
Приморский край
Приморский край является административной
единицей Российской Федерации с 20 сентября 1938 года. На юге и востоке он
омывается Японским морем, на севере граничит с Хабаровским краем, на запа ...
Озера Нюрбинского улуса (Республики Саха Якутия)
Целью
производственной практики является в определении качества проб воды взятых в
летнее время из водоёмов Нюрбинского улуса. По основным лимнологическим,
гидробиологическим и ги ...
Республика Адыгея
Территория - 7,8 тыс. км2. В настоящее
время в состав Республики входят города Майкоп и Адыгейск, 7 сельских районов
(Майкопский, Кошехабльский, Красногвардейский, Гиагинский, Теучежский, ...