Пути выхода из демографического кризисаМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Территориальные особенности демографического кризиса в России (на примере Самарской области) / Пути выхода из демографического кризисаСтраница 3
В странах, где сохраняется высокая рождаемость, создают условия для более интенсивного ее снижения. Снижение рождаемости — процесс объективный и неизбежный, зависящий от темпов социально-экономического развития стран.
Единственный признак, по которому может дифференцироваться демографическая политика в области рождаемости - детность семей. Право государства на преимущественное стимулирование семей, детность которых соответствует общественно необходимой, не ущемляя прав других семей, очевидна и не подвергается сомнению ни в одной из стран, проводящих демографическую политику.
Миграционная политика по своей сути носит территориально-дифференцированный характер, что вытекает из сущности миграции как процесса изменения одной территориальной совокупности населения за счёт другой. Существуют и региональные различия в типах миграционных проблем: например, повышение приживаемости или, наоборот, увеличение мобильности населения. Цель миграционной политики в сравнении с другими направлениями Д. п. имеет наиболее выраженный соподчиненный характер по отношению к социальным, экономическим и политическим целям государства. Она Может быть направлена и на Обеспечение территорий Нового освоения трудовыми ресурсами, и на создание
условий для формирования национальных кадров и на заселение приграничных районов и т. д.
Цель миграционной политики должна быть дифференцирована и по трем стадиям миграционного процесса: миграционной подвижности (способности к миграций), процессу переселений (собственно миграции) и приживаемости -в районах вселения (прежде всего адаптации). Возможна и дифференциация политики по видам миграции.
Оценка эффективности демографической политики требует выделения двух понятий: эффекта, то есть результата от некоторого воздействия на объект (в данном случае -количественного изменения совокупности или Структуры тех или иных демографических событий), и эффективности, то есть отношения полученного результата к произведенным затратам.
На уровне объекта управления (демографических процессов) применимы оба понятия. Эффект оценить проще посредством сопоставления достигнутых параметров демографической ситуации с нормативными — теми, которые должны были быть достигнуты к тому или иному сроку. Эффективность может быть оценена лишь косвенно—через оценку устойчивости и направленности тенденций демографического развития, которое формируется в рамках демографической политики. На уровне субъекта управления (государства и его институтов) необходима оценка прежде всего эффективности демографической политики по аналогии с определением экономической' эффективности, то есть эффективности затрат, а также оптимальности выбранной стратегии управления, адекватности методов воздействия и системы использованных для этого мер.
Понятия эффекта и эффективности должны быть применены и к оценке различных мер демографической политики, учитывая, что многие из них не дадут немедленного результата в силу известной инерционности демографических процессов. Эта инерционность определяется двояко: как инерционность, половозрастной структуры, которая формируется в результате длительного и часто разнонаправленного взаимодействия воспроизводства и миграции населения, и как инерционность демографического поведения, темпы эволюции которого измеряются периодами, равными длине поколений. По этой причине в структуре мер демографической политики приоритет должен быть отдан мерам, рассчитанным на изменение демографического поведения, таким образом на эффект, весьма отдаленный во времени от момента начала их проведения (или от момента начала их финансирования).
Смотрите также
Кентукки
Кентукки
(Kentucky) — штат в средней части восточной половины США, между Аппалачами и р.
Миссисипи. Официальное название - "Содружество Кентукки" (The
commonwealth of Kentucky). Т ...