Концепции общественного времениМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Концепции общественного времениСтраница 4
Такие культуры опасны. После каждого жестокого урока невыдуманной истории они повторяют, как заведенные, попытки достижения линейного идеала. “Да, прошлое было нехорошо. В этом виноваты конкретные люди. Но будущее светло и прекрасно. Сейчас мы точно знаем, как его достичь. Нужно только, чтобы нам не мешали и во всем слушались.” И начинается новый виток. В реальности дело не в конкретных ошибках, а в несостоятельности концепции общественного времени. Она порождает неразумную стратегию и тактику развития общества.
Линейная концепция долгое время была доминирующей в европейской культуре и вела к успеху. Трудно было предположить, что она перестанет давать надежную основу прогрессу. Вернее, абстрактно допустить это было можно, но понять конкретные причины ввиду неразвитости системы нельзя. Причины проявились в 60-х годах ХХ столетия. Линейная концепция оказалась смертельно опасной в пограничной ситуации. Она подобна езде на автомобиле по незнакомой горной дороге. Скорость можно развить сколь угодно большую, но неизвестно, что ждет за поворотом, к тому же обрывы становятся круче. Цена каждой ошибки возрастает. В этом главный порок линейной концепции общественного времени.
Слабость гегелевско-линейных концепций и концепций линейного типа в целом заложена в их нормативном характере. Цель - абсолют. Реализуется перманентный эксперимент по ее достижению. Каждая новая версия провозглашается “на-этот-раз-уже-окончательно-истинной”. Ее можно только приветствовать. Предыдущую можно слегка критиковать. После изменения курса на 180 градусов нужно не терять бодрости духа и не впадать в гнилую рефлексию. Впереди прекрасное и светлое будущее. Это атрибут линейных концепций, проявляющийся независимо от того, в какое время они реализуются и через какой опыт прошло общество. Без мечты - идола общественные концепции линейного типа существовать не могут.
Вероятностная концепция заставляет прежде думать, а затем действовать. Проблема ответственности стоит в ней чрезвычайно остро. Позиция порождена временем, измученным социальными катастрофами и экспериментами над миллионами людей.
В вероятностной концепции общественного времени отношение к прошлому бережное. Сохраняются все ростки тенденций, несмотря на их возможную экстравагантность. Нет ни одного факта, который не нужно было бы бережно хранить, поскольку любой из них может оказаться частицей некой, еще не проявившейся тенденции. Нет ничего, что можно было бы объявить нехарактерным. Сам термин “нехарактерное” теряет смысл. Каждый феномен имеет ценность. Он уникален, важен и сам по себе, и для понимания вероятностного развития.
Каждая концепция времени давала прогноз развития общества. Они были различными, но были всегда. Без прогнозов эти концепции немыслимы. Определение конечной цели, последней остановки на трудном пути было и есть важнейшей чертой. Она особенно присуща линейным подходам. Реальная история показала их несостоятельность. Ни один прогноз не оправдался. Развитие общества всегда шло новым путем. Можно, конечно, оттягивать до бесконечности хронологический рубеж реализации, но это уже чисто прагматический прием спасения концепции. С рефлексией он не имеет ничего общего. Условия меняются и в новой среде старая идея выглядит не всегда убедительной даже при мощной поддержке.
Смотрите также
Чёрная и цветная металлургия России
Металлургия начала свою жизнь с древних времён, на рубеже неолита и
энеолита(медно - каменного века) человечество овладело выплавкой меди.
Современная металлургия - это в наше время совоку ...
экономика
Основу промышленности Литвы составляют
580 предприятий. Основу индустриального развития республики составляют
промышленные объединения в области энергетики, машиностроения и
металлообработки, а так ...
Особенности пляжевых отложений Таманского полуострова
На территории Темрюкского района
Краснодарского края, значительным распространением пользуются морские пляжевые
песчаные отложения различного минерального состава. Эти отложения изучались ...