Концепции общественного времениМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Концепции общественного времениСтраница 5
В вероятностной концепции осуществляется прорыв на новый уровень развития. Из нее следует, что подобные прогнозы несостоятельны в принципе. В лучшем случае они отражают одну из возможных версий развития общества. Ни одна из существующих концепций общественного времени не учитывает наличие потенциальных версий развития сложной системы, каковой является человеческое общество. В этом их принципиальная слабость.
Это не значит, что вероятностная концепция совсем отказывается от качественного прогноза общественного развития. Она учитывает присущие общественным системам имманентные закономерности много вариантного развития, неизбежного в силу сложности системы. Это принципиальное отличие. Оно касается прогнозирования по всем общественным подсистемам, в том числе науки.
Смогут ли культуры, базирующиеся на линейных концепциях общественного времени, перейти на вероятностные позиции? Однозначный ответ дать нельзя. Слишком много различий в вероятностных концепциях, и слишком сложна пограничная ситуация. Но в любом случае переход будет сложным. Это тяжелое похмелье после линейной эйфории. Важную роль в смене концепций играет теория, объясняющая суть происходящих изменений. Для ее построения есть на что опереться. Существует немало признаков перехода к вероятностным концепциям в развитых индустриальных странах. Их нужно осмыслить.
По мере развития общества линейные концепции модифицируются. Сохраняя принципиальные позиции, они наполняются несколько различным содержанием. Конкретные исследования этого процесса имеют важное значение. Не всегда можно четко отличить линейные концепции. Для их типологии необходимы теоретические критерии, сущностные признаки.
6. Четыре отмеченные концепции носят детерминистический характер. Он проявляется в различной степени. Исключительно жесткая детерминация в кольцевой концепции. Человек бессилен перед богами, диктующими развитие. Он - марионетка в их руках.
Китайская концепция общественного времени позволяет отходить от социо-культурного инварианта, но фактически жестко детерминирована и реализовать потенциальную возможность в ее рамках очень сложно. Отходя от канона, становишься варваром, и общество отворачивается от тебя. Исключение не делается даже для императора. Его можно свергнуть если он неправедный, то есть не соответствует канону. Это теоретически оправдано при всем китайском уважении к начальству. Отход от инварианта равносилен самоубийству, в лучшем случае, социальному.
Линейные концепции носят ярко выраженный детерминистический характер. Они формируют модель поведения, содержащую априорную уверенность в том, что любая деятельность не ведет к необратимым трагическим последствиям. Это выражается в вере во второе пришествие и т.п. По мере секуляризации христианский идеал заменяется социальными фикциями становления идеального общества и неизбежного перехода к нему, несмотря на происки врагов.
В различных трактовках детерминизм может быть более или менее жесткий. За личностью, как правило, признается ограниченная свобода воли. Но во всех случаях она подчинена действию независимой глобальной программы, заложенной в обществе или заданной извне сверхъестественными силами.
Смотрите также
Кот д Ивуар
Берег Слоновой кости, когда-то считавшийся образцом африканского
благополучия, сегодня переживает не лучшие времена. Государственная коррупция и
внешние долги, в которых страна оказалась пос ...
Географическое описание
Литва находится в северо-западной части
Восточно-Европейской равнины и в соей западной части омывается Балтийским морем
в районе Куржского залива и впадения реки Неман. С юга и юго-востока Литва гра ...
Демократизация государственного строя Японии после 2-ой
мировой войны
Поражение Японии в войне и ее полная капитуляция оказали
решающее влияние на последующие государственно-правовое развитие страны. В
1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен о ...