Концепции общественного времениМатериалы для студентов: рефераты, дипломы, курсовые по географии / Концепции общественного времениСтраница 2
4.1. Кольцевая концепция времени наиболее древняя среди четких теоретических представлений по этому вопросу. Прошлое, настоящее и будущее слиты. Люди живут во временном измерении, синтезирующем три состояния. Прошлое хоть и отделено от настоящего, но связано с ним органически. Переходы от настоящего к будущему через него к прошлому считаются естественными. За все приходится платить. Пренебрежительное отношение к прошлому и року, довлеющему над людьми, жестоко карается. Яркое выражение это находит в древнегреческой мифологии. Кольцевая концепция характерна для низкого уровня развития общества и неразвитой рефлексии.
4.2. В циклической /китайской/ концепции общественного времени новые стадии развития не отвергают старые. Они соседствуют друг с другом. Понятие развития приобретает специфическое толкование, глубоко отличное от европейского. Различие в хронологии не гарантирует автоматически более высокую развитость. Она зависит от других факторов и в какой-то степени носит обратный характер. Чем древнее, тем лучше. В 1911 году одним из лозунгов “буржуазной” революции был: “Долой династию Цин. Да здравствует династия Мин!”. Предлагалось возвратиться примерно на 400 лет назад. Это не пустые декларации, как может показаться европоцентристски настроенному человеку, а проявление фундаментальной социо-культурной черты, детерминирующей поведение людей. Прошлое и настоящее - соседи, переплетающиеся самым причудливым образом. Это хорошо видно в китайских сказках.
По китайской концепции ничего нового быть не может, да оно и не нужно. Новое просто неприлично. Эта версия отражает реальное бытие китайского общества с его невероятной стагнацией и жаждой стабильности. Мало что меняется и менялось. Изменениями можно пренебречь ввиду их незначительности. Они касаются не глубин культуры, а весьма второстепенных для китайского мировосприятия вещей.
Концепция циклического общественного времени объясняет феномен закрытости китайской культуры. Вселенная вращается вокруг Поднебесной, в которой все устойчиво и разумно. Весьма частые случаи конкретной неразумности объясняются отклонением от основ. Если они происходят, необходимо уничтожить неправедного правителя, допустившего неблагополучное положение, и поставить праведного, следующего заветам древних мудрецов. Поступательного прогресса нет. Хронологически династии можно тасовать, как колоду карт. Их восприятие от этого мало меняется. Традиционную европейскую постановку вопроса о хронологии исторических событий понимают с трудом. Для них вопрос не имеет смысла.
4.3. Гегелевская концепция относится к прошлому избирательно бережно. Оно входит составной частью в настоящее и будущее, снимается и существует в неявном виде. Всемирно-исторический процесс разумен и движется по пути прогресса. За хаосом случайностей и единичных явлений скрывается порядок и закономерность. Человечество движется к разумному состоянию.
4.4. На линейной концепции базируется современная индустриальная цивилизация. Четко разграничиваются прошлое, настоящее и будущее. Характерна глубокая вера в прогресс. Декларируется возможность достижения его за короткий срок / человеческую жизнь/. Это один из факторов быстрого прогресса индустриальной цивилизации, начиная с эпохи Возрождения. Стимулируется рост, поиск нового. Априори допускается возможность достижения больших успехов в будущем, которое не является повторением прошлого. Неопределенность линейного идеала позволяет каждую новинку интерпретировать как его достижение. Это способствует энтузиазму новаторов. Абсолютных канонов нет. Они модифицируются с течением времени.
Смотрите также
Рекреация вне дома в США
В Соединенных Штатах Америки, особенно в последнее
время, быстро развивается культура проведения отдыха, досуга, занятие спортом.
При этом большая часть различных видов рекреации и спорта в ...
Ангола
...