РимСтраница 1
И
стория Рима началась с обычного для Средиземноморья города-государства с республиканской формой правления. В результате длительных и упорных войн римлянам удалось сперва подчинить себе соседние народы ( этрусков, собинов и др. ), а потом распространить свою власть на весь полуостров. Огромное значение для судьбы Рима имела победа над Карфагеном - его главным конкурентом в борьбе за контроль над купеческими морскими путями. Что до римского искусства, то и тут не обошлось без захвата и грабежа: римляне покорили не только этрусков, но и греческие колонии на юге Апеннинского полуострова, а затем, войдя во вкус, завоевали и саму Грецию с Македонией в придачу. С этого момента отношения греков и римлян вошли в весьма своеобразную фазу: с одной стороны, победители-римляне всячески притесняли бедных греков, облагали их данью и даже забирали в рабство, а с другой - пылко восхищались греческими храмами, статуями, греческим театром, живописью и литературой. Среди образованных римлян считалось дурным тоном не понимать греческого языка, а римская молодежь из лучших семейств наперебой стремилась попасть в обучение к греческим философам ( не беда, если для этой цели греческого мудреца приходилось иной раз обращать в рабство ). Римляне присвоили себе даже греческих богов, поменяв только ради приличия их имена на римские: придумать собственную мифологию оказалось для них непосильной задачей. так что влияние сначала Этрурии ( страны этрусков ), а потом Эллады на искусство и культуру Рима при всем желании нельзя назвать второстепенным.
И
тогом не только политического, но и духовного подчинения Этрурии Риму стала бронзовая статуя оратора Авла Метелла - типично римское произведение, в котором только надпись на этрусском языке ( вскоре, кстати, забытом ) указывает на его истинное происхождение.
3 в. - первые три четверти 1 в. до н.э.
И
скусство времен римской республики в изрядной степени затмевается произведениями более позднего периода, однако кое-какой след это время в истории искусства все-таки оставило. Впоследствии Рим значительно перестраивался, но некоторые памятники монументального зодчества сохранились. Самыми известными из уцелевших построек являются три крупных храма, посвященных богине Весте ( 2-1 вв. до н.э. ). Один из них римляне возвели на форуме Романум в центре города, другой - на так называемом Бычьем форуме ( на берегу Тибра ), а еще один - в трех десятках километров от Рима, в местечке Тиволи. Кроме одинаковой формы, все три храма получили от строителей и одинаковый ордере - коринфский
( самый нарядный из греческих ордеров ).
Р
имская республика отнюдь не была свободна от множества государственных чиновников. Чтобы разместить где-то часть из них Юлий Цезарь в середине 1 в. до н.э. на том же форуме Романум велел построить крупное административно-судебное здание, получившее название базилика Юлия. Базилика - это длинное прямоугольное здание с колоннами внутри.
О
сновав республику, древние римляне сразу же позаботились о государственной символике. Как известно, символом Рима является волчица, бронзовое изображение которой граждане города и пожелали поместить в самый главный римский храм. Однако поскольку на заре становления великого государства сколько-нибудь приличных скульптуров или художников в нем еще не было, то бронзовое изваяние Капитолийской ( т.е. стоявшей на Капитолии ) волчицы любезно изготовили этрусские мастера.
П
оявлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу предков, который был среди них весьма распространен. каждый уважающий себя римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше - целую галерею скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу покойных. Римские мастера просто снимали со своих моделей гипсовые маски ( посмертные ), по которым специально обученный раб изготавливал точно повторяющие их мраморные бюсты. Естественно, подобная технология не прибавляла изображению жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.
В
прочем, по мере того как римское государство развивалось и богатело, росли и его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение - тогу.
Смотрите также
Глобальная энергетическая проблема
Глобальная
энергетическая проблема — это проблема обеспечения
человечества топливом и энергией в настоящее время и в обозримом будущем.
Главной причиной возникновения
глобальной ...
Развитие западносибирского металлургического комплекса
Металлургический комплекс Западной Сибири
находится в процессе формирования. Черная металлургия, также как и угольная
промышленность, имеет общероссийское значение. Эта металлургическая ...
Заключение
Тема экологии – чрезвычайно объемная и дискуссионная. Лично
приверженец отказа от многих так называемых технических благ цивилизации –
слишком дорогой ценой они достаются нам и слишком дорогу ...