РимСтраница 5
Ф
орум Траяна получился не только самым большим, но и самым сложным по устройству. На его территорию попадали через триумфальную арку, за которой простиралась обширная прямоугольная площадь, украшенная по краям статуями и колоннами. По праздникам и другим выдающимся дням площадь служила местом сбора римских граждан, а чтобы другие жители города ( не граждане ) криками и всякими выходками не мешали проведению торжественных церемоний, площадь предусмотрительно обнесли каменной стеной. Справа и слева от арки стена образовывала обширные ниши, служившие для зрительного расширения пространства площади, причем снаружи к одной из ниш примыкал городской рынок с пятиэтажными торговыми постройками. Вряд ли стена форума в этом месте тоже достигала пятиэтажной высоты , а это значит, что рабы, варвары и просто любопытные бездельники из числа приезжих имели возможность, забравшись на рыночные крыши, подсматривать за происходящими на форуме событиями.
Д
ругие, более важные части форума Траяна, оставались недоступными постороннему взгляду. Напротив триумфальной арки за площадью поперек форума располагалась огромная базилика Ульпия с пятью нефами ( просветами между колоннами ) - крупнейшее сооружение подобного рода за всю древнеримскую империю. Сразу за базиликой помещался небольшой двор с колоннами ( как и греки , римляне украшали колоннами любое мало-мальски подходящее для этого место ) и примыкавшими ко двору справа и слева двумя библиотеками - греческой и латинской. В центре двора возвышалась мемориальная колонна Траяна со статуей императора на вершине и с лентой рельефа, по спирали покрывающей всю колонну. За двором с колонной находился еще один двор ( на этот раз последний ) с храмом Траяна, т. е., по обыкновению многих правителей, и не только римских, посвященным императором себе.
С
амым выдающимся сооружением на самом большом римском форуме являлась, без сомнения, именно колонна Траяна. Высота колонны, изготовленной из мрамора и покрытой расположенным по спирали рельефом, равняется 38 м, причем если венчает ее статуя Траяна, то прах воинственного императора захоронен в цоколе. Что до рельефов, то их темой послужил удачный поход римских войск против даков на Дунай в 101-102, а также в 105-106 гг. Общая длина рельефной ленты равняется примерно 200м, причем рельефы образуют на колонне 23 витка.
К
олонну Траяна надо рассматривать долго и не спеша. С протокольной обстоятельностью и с соблюдением точной хронологической последовательности на рельефных витках изображены различные эпизоды военного похода, дома, корабли, мосты, осадные орудия, одежда и снаряжение римлян и их противников. По существу, колонна Траяна - настоящая энциклопедия римской военной жизни и жизни даков 2 века н. э.
С
низу рассматривать спиральный рельеф колонны Траяна было очень неудобно, однако для этой цели были специально оборудованы крыши двух библиотек, примыкавших ко двору с колонной. Как и другие рельефные изображения, поверхность колонны была раскрашена и в отдельных деталях покрыта позолотой, что придавало ей особую пышность, лишний раз напоминая о беспредельном римском богатстве.
П
осле Траяна управлять Римской империей стал Адриан. Адриан покровительствовал наукам и искусствам, каковых не был чужд и сам. Среди римских императоров встречались не одни только суровые полководцы: Нерон играл в театре, Марк Аврелий ( он правил позднее Адриана, в 161-180гг. ) был одним из известнейших философов, а сам Адриан вошел в историю не только как заказчик нескольких грандиозных сооружений в Риме и его окрестностях, но и как архитектор некоторых из них. Как и многие его соотечественники, Адриан был горячим поклонником греческой культуры, на которую и ориентировали в своих эстетических запросах. Его увлечение греческими древностями выразилось и в архитектурном решении огромной императорской виллы в Тиволи ( в окрестностях Рима ). Здесь с максимальной точностью были воспроизведены отдельные здания и даже чуть ли не кварталы Афин и Александрии, например, Афинский Ликей, предместье Александрии Каноп или так называемый "Пестрый портик", стоявший в Афинах и расписанный там знаменитым греческим художником Полигнотом. Полы и стены помещенией виллы Адриана были украшены обширными мозаичными картинами, также повторяющими в несколько упрощенной манере знаменитые греческие оригиналы. В частности, изображение голубей у чаши с водой восходит к мозаике знаменитого пергамского мастера Соса. Отдельные сооружения виллы были причудливо разбросаны по окрестным холмам и окружены прекрасным парком.
Смотрите также
Заключение
Страсбург – это город, хранящий вековые
традиции. В нем соседствуют все исторические эпохи – от кельтов и друидов,
проходя мрачное средневековье до современного пластика и стекла. Благодар ...
Компоненты здорового образа жизни
Компоненты здорового образа жизни:
- достаточная двигательная активность, обеспечивающая суточную потребность организма в движениях;
- закаливание, способствующее повышению сопротивляемости ор ...