РимСтраница 2
Ч
то касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи, уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н.э. Речь идет о детали фрески из гробницы , открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в три яруса, представляла сцену битвы ( с крепостной стеной и вождями враждующих племен ). От более ранней римской живописи сохранились только письменные рассказы, из которых известно, что в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий, покрывший фресками стены храма богини Спасения.
В
ладел кистью и известный трагический поэт середины 2 в. до н.э. Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме. Портретные или аллегорические изображения можно видеть на вилле в Боскореале ( середина 1 в. до н.э. ), а также на стенах помпейских вилл, среди которых самой знаменитой считается "Вилла мистерий".
"В
илла мистерий", насчитывающая 60 комнат, получила свое название по росписи стен одного из залов. Считается, что образцом для подражания римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник ( мистерию ) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка ( весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее ), припавшая к креслу женщины властного облика.
27 г. до н.э. - 14 г. до н.э.
В
один прекрасный день ( в 30 годы до н.э. ) вдруг выяснилось, что республиканская форма правления для Рима больше не годится. Римляне путем завоеваний слишком расширили свою территорию, чтобы продолжать удерживать в подчинении многочисленные народы иначе, чем посредством могучей военной машины. Настала пора империи.
П
осле довольно продолжительных гражданских войн к власти пришел Октавиан Август. Октавиан постеснялся сразу разгонять республиканские учреждения и объявил себя чем-то вроде почетного консультанта при римском сенате. Называлась эта соеобразная форма правления принципиатом, причем она римлянам так понравилась, что в благодарность они буквально засыпали Октавиана всевозможными почестями и даж присвоили ему титул "Август" ( что означает - "возвеличенный богами" ).
С
утверждением Августа и наступлением после долгих внутриримских смут сытого и богатого мира Рим дорвался наконец до настоящей роскоши. Тон задавал сам император, который хотел превратить Рим в некое подобие Афин классической эпохи. Чтобы римляне почаще вспоминали о мире ( а значит, и о нем, императоре, этот мир обеспечившем ), Октавиан велел построить на Марсовом поле специальный алтарь Мира.
А
лтарь Мира ( 19 - 9 гг. до н.э. ) представляет собой прямоугольную площадку ( 10х11 м ), в центре которой помещен на ступенях сам алтарь-малоинтересное, в общем-то, сооружение для официальных церемоний. Однако вокруг алтаря выстроена толстая каменная стена, украшенная прекрасно выполненными рельефами, изображающими процессию римских граждан и мифологические персонажи.
И
зобразительное искусство времен принципиата сделало в области скульптурно портрета заметный шаг вперед. Император вовсе не собирался остаться в памяти потомков обрюзгшим стариком с дряблыми мышцами и глубокими морщинами на лице. августа куда больше привлекали образцово-прекрасные образы Фидия и Поликлета, в стиле которых он и велел скульптурам изобразить собственную персону и членов своей семьи. Согласно римской традиции, общее сходство все-таки сохранялось, однако письменные источники свидетельствуют, что Октавиан был не совсем тем цветущего вида молодым мужчиной, мраморная статуя которого широко известна как статуя Августа из Прима Порта.
А
вгуст изображен в спокойной, несколько небрежной и вместе с тем величественной позе, позаимствованной, без сомнения, из произведений Поликлета. Октавиан был приемным сыном Цезаря ( что и помогло ему стать императором ), и авторитет популярного в народе погибшего правителя в какой-то мере переносится на самого Августа. В подражание греческим скульптурам статуя Августа была раскрашена, что, без сомнения, придавало облику императора особую жизненность.
О
ктавиан до такой степени не страдал застенчивостью, что в некоторых скульптурных портретах позволял изображать себя в виде Юпитера, так что статую можно было использовать для поклонения в храме, причем вполне узнаваемая голова императора венчала мощный торс атлета, Октавиану, может быть, и не принадлежавший. В классическом духе создавались и портреты жены Августа Ливии, его сподвижника и зятя Агриппы ( построившего в Риме баню, водопровод ), а также многих других римлян попроще.
Смотрите также
Природно-ресурсный потенциал Латинской Америки
Восхождение
человека к вершинам социально-экономического прогресса теснейшим образом
связано с использованием им разнообразных природных ресурсов. Современная
промышленность мира потребляет ...
Японские принципы управления
Управляющие заботятся о мотивации групп людей. Говорят, что один американец работает лучше, чем один японец, а десять японцев работают лучше десяти американцев.
Между группами существует соревнова ...